ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 43(95)

 

 

 

 

Пейзаж

 в русской живописи XVIII-XIX веков

 


 

Пейзаж, как самостоятельный жанр сложился в русской живописи к последней четверти XVIII века. Его становление было связано с сентиментализмом - течением, распространившимся в литературе и живописи того времени, призывающим к естественности и открытости душевной жизни человека. Тяготение к естественности было связано с культом природы, среди которой человек только и может обрести покой и внутреннюю свободу. Новые духовные веяния повлекли за собой и потребность изменить окружающую человека среду. Наиболее полно это отразилось в замене "регулярных", французских парков на "пейзажные", английские, которые должны были выявлять богатство, красоту и разнообразие природы. Желание постоянного общения с ней - даже в стенах кабинета или гостиной - повлияло на увлечение изображениями парковых видов.
 

Первым художником, сделавшим попытку изобразить природу в ее пока еще условной красоте и увидеть ее глазами искренне восхищенного созерцателя, был Сем.Ф.Щедрин. Его работы, изысканные и декоративные, должны были вызывать в зрителе приятные воспоминания о "любезной" натуре. Легкая элегическая грусть является основой эмоционального тона этих произведений, строящихся на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма).
 

Наряду с пейзажами сентименталистского направления развивался и пейзаж классицистический. Это были изображения природы, сочиненные на основе зарисовок, сделанных с натуры, - изящной, избранной, преображенной в стенах мастерской творческой мыслью художника. Представителями искусства классицизма было создано немало интересных произведений, среди которых отличаются героические ландшафты Ф.М.Матвеева. Использование приемов классицистической живописи заметно и в поэтических видах Петербурга и Москвы Ф.Я.Алексеева, и в лирических образах петербургских пригородов А.Е.Мартынова, и в сделанных во время путешествий и экспедиций пейзажах М.М.Иванова.
 

Однако классицистическая отвлеченность все более сковывала художников. Для того, чтобы появился подлинно естественный, "живой" пейзаж, необходимо было новое восприятие природы, которое пришло в русскую культуру вместе с романтизмом. Художников-романтиков отличало свободное чувство сопричастности действительности, душевная цельность, вера в свершение самых светлых надежд. В искусстве портрета романтики воплотили образ прекрасной человеческой личности. В пейзаже ими создавалась картина вольной и счастливой жизненной среды человека.

 

Самыми последовательными пейзажистами-романтиками были М.И.Лебедев и Сильв.Ф.Щедрин, уехавшие в качестве пенсионеров Академии художеств в Италию. Исполняя свои произведения с натуры, они передавали в них радостное единство воздуха, воды, земли, света и цвета. Однако горячее южное солнце не опалило сердца русских мастеров. За открытой непосредственностью художественного языка Щедрина и Лебедева всегда кроется строгая, одухотворяющая мысль искусства.
 

В то время как в Италии создавались шедевры русского романтизма, в России зарождалось и скоро расцвело другое направление. В далеком Сафонкове Тверской губернии трудился А.Г.Венецианов, поднявший на немыслимую прежде высоту эстетические достоинства национальной природы. Венециановских пейзажей как таковых не сохранилось. Однако неприметная, скромная природа среднерусской полосы впервые явилась в его произведениях (нередко соединявших бытовой и пейзажный жанры) тем любящим материнским лоном, в котором протекает жизнь человека. Внутренней основой творчества Венецианова всегда оставалась ясная и целомудренная чистота земли и связанного с землей человека - крестьянина. Это чувство "неприкосновенности" натуры он передал и своим ученикам, для которых ценность художественного воплощения увиденного никогда не превышала переживаемой ими ценности самого изображаемого предмета.
 

Во второй половине XIX века продолжает существовать романтическая живопись в ее позднем варианте, тесно связанная с законами академического искусства. Самым ярким представителем этого направления был М.Н.Воробьев, воспитавший целую плеяду русских пейзажистов. У него учились братья Г.Г. и И.Г. Чернецовы, И.К.Айвазовский, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбов и другие.
 

Однако не поздний романтизм обозначил перспективы дальнейшего развития пейзажного искусства. С 1840-1850 годов живописцы начали все чаще обращаться к изображению реальной национальной природы, все пытливее старались постигнуть ее внешне не эффектное, но столь содержательное бытие.

 

В 1870-е годы наступает пора зрелости отечественного национального пейзажа. В это время работают такие его классики, как А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, целый ряд менее крупных мастеров - М.К.Клодт, А.П.Боголюбов, Л.Л.Каменев и многие другие. Большинство из них связано с Товариществом передвижных художественных выставок.

 

При всем разнообразии в пейзаже того времени можно выделить две главные тенденции. Одна из них идет от искусства М.И.Лебедева и Сильв.Ф.Щедрина. Это линия эмоционального, сопереживающего отношения к природе. Наиболее ярко она воплощена в искусстве Васильева, работы которого обычно являются как бы драматической повестью о жизни природы, земли, о напряжении всех ее сил.
 

Другое направление пейзажной живописи, происходящее от повествовательно-конкретного искусства учеников Венецианова, отражено в творчестве таких художников, как, например, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, М.К.Клодт. Вдумчивый, серьезный и требовательный, Шишкин, казалось бы, целиком подчинялся натуре. Однако эта сознательная строгость и трезвость художественного метода помогла ему создать эпический и монументальный образ русского леса. Саврасов тоже был художником эпического склада. Но, чуткий и музыкальный, он и в природе находил стройную музыкальность.
 

Пейзаж последней четверти XIX века определяется многими течениями. В полотнах самого лиричного из русских пейзажистов И.И.Левитана картина природы заметно психологизируется, становится интимно близкой человеку, отражает его душевные переживания.

 

Полной противоположностью искусству Левитана стало творчество В.А.Серова, постигающего бытийную сущность земли в ее самостоятельности, независимости от человека. В работах М.А.Врубеля намечается стремление проникнуть в ее тайную, скрытую от глаз жизнь.
 

К последней трети XIX века русский пейзаж окончательно встал на путь пленэрной живописи. В.Д.Поленов, В.А.Серов, И.И.Левитан, К.А.Коровин и другие художники воплощали в своих произведениях всю многокрасочность и светоносность природной среды. При этом натура постигалась ими цельно, не расщепляясь на отдельные цветовые и световые эффекты, живописцы передавали не свои впечатления от реальности, а саму реальность.
 

На протяжении почти двухвекового развития отечественного пейзажа из картин русских мастеров никогда не исчезала одухотворенность действительности и одновременно острое чувство ее реальности.

 

Приверженность к конкретному видению природы, почтение перед значительностью ее бытия объединяет различных мастеров русского пейзажа на всех этапах его развития и является отличительным свойством их искусства.

 

 

 

Рассказы о художниках и картинах:

 

И.К.Айвазовский Ф.Я.Алексеев А.П.Боголюбов В.Э.Борисов-Мусатов

Ф.А.Васильев А.Г.Венецианов М.Н.Воробьев А.А.Иванов

Л.Л.Каменев М.К.Клодт Е.Ф.Крендовский А.И.Куинджи М.И.Лебедев

И.И.Левитан А.Е.Мартынов Ф.М.Матвеев И.С.Остроухов

В.Д.Поленов А.К.Саврасов Г.В.Сорока И.И.Шишкин

Сем.Ф.Щедрин Сильв.Ф.Щедрин
 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz