ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 41(93)

 

 

 

 

Собор

 

 

 

Вне всяких сомнений и независимо от того, принять его стиль или нет, это самое значительное религиозное здание, которое было построено в этом веке.

Оно делает честь архитектору де Монферрану, которому удалось довести его строительство до конца, да еще за такое малое количество лет.

 

Теофиль Готье


 

Первая, деревянная церковь Во имя Исаакия Далматского была перестроена из амбара, стоявшего на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством. Ее освятили в 1710 году.

 

Весьма заурядного, почти утилитарного облика строение быстро обветшало, и в августе 1717 года Петр I заложил новую соборную каменную церковь на том месте, где ныне возвышается Медный всадник. Автором проекта был Г.И.Маттарнови, строитель Кунсткамеры.

 

В 1721 году работы продолжил и в 1727 году завершил Н.Гербель. Новая церковь напоминала Петропавловский собор. Поскольку в то время берег Невы еще не был укреплен гранитом, церковь стала оседать, в стенах появились трещины, а в 1735 году она сильно пострадала при пожаре. Несмотря на ремонт, повреждения остались. Берег Невы продолжал оседать.
 

Выдающийся архитектор С.И.Чевакинский, осмотрев церковь, предложил новый проект пятиглавого храма примерно на месте нынешнего Исаакиевского собора. Одновременно зодчий задумал и решение новой обширной площади.

 

Замысел Чевакинского не был реализован, однако зодчий Антонио Ринальди, приступая по повелению Екатерины II к сооружению нового храма, использовал идеи своего предшественника.

 

Проект Ринальди был замечателен - пятиглавый, с высокой стройной колокольней собор, облицованный мрамором, мог бы стать украшением города. Он был заложен в августе 1768 года, однако строительство затянулось, и, когда Ринальди навсегда уехал в Италию в 1790-х годах, здание было доведено только до карниза. Павел I, вступив на престол, распорядился передать строительные и отделочные материалы, предназначенные для собора, на сооружение Михайловского замка, и архитектор В.Бренна резко изменил проект Ринальди.

 

Третий Исаакиевский собор, освященный уже при Александре I, в 1802 году, представлял собой поистине нелепое в своей неуклюжести низкое сооружение, породившее эпиграмму:
 

Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный,

Основа его мраморна,

А верх его кирпичный!
 

Собор был одноглавым, с короткой колокольней и явно не соответствовал облику города. Естественно, что Александр I задумал его перестройку, в то же время потребовав от О.Монферрана сохранить алтарные части стен старого собора.

 

Четвертый Исаакиевский собор строился 40 лет.
 

Величественный храм достойно завершает эпоху русского классицизма. Это главное произведение Огюста Монферрана, французского архитектора, человека огромного таланта, неукротимой энергии и силы воли. Созданный им главный собор Петербурга - не только доминанта центральных площадей города, но и его символ наряду с Адмиралтейством и колокольней Петропавловского собора. Его золотой, безупречный по силуэту купол словно плывет над городом, торжественно вырисовываясь на фоне северного неба. Храм виден с самых неожиданных точек - с далеких линий Васильевского острова, с Поцелуева моста, от Фонтанки и Большой Подъяческой улицы, от эрмитажного портика с атлантами и с обеих Морских улиц. Он все объединил и всему придал подлинно столичный, державный характер. Собор бывает очень разным в зависимости от времени года, атмосферы, освещения. Он многолик и изменчив, как сам город, и можно сказать, что непостижимая душа Петербурга в полной мере отразилась в этой поэтичной и суровой каменной громаде.
 

Высота пятиглавого, с четырьмя колокольнями собора - 101,5 м. Могучие высокие стены сложены из кирпича и облицованы мраморами и гранитами, добываемыми в Карелии, Прибалтике, на Урале и в Италии. Южный и северный портики оформлены шестнадцатью колоннами, западный и восточный имеют по восемь колонн. Каждая колонна представляет собой гранитный монолит высотой 15 м, весом 100 тонн. Барабан купола окружен двадцатью четырьмя колоннами.

 

Монферран щедро и с большим мастерством применил здесь произведения монументального и декоративного искусства, органично включив их в архитектурное решение: рельефы фронтонов портиков, орнаменты под барабаном купола и во фризах, скульптуры на аттике и балюстраде барабана, барельефы дверей, статуи апостолов и евангелистов над фронтонами, ангелы со светильниками на углах аттика и над угловыми пилястрами. Исключительным богатством отличается внутреннее убранство собора, созданное Монферраном на основе тщательного и всестороннего изучения отечественного и зарубежного опыта. Мраморно-мозаичный пол, мраморные колонны и пилястры, инкрустация, иконостасы из итальянского мрамора - все это великолепие дополняется скульптурным убранством и монументальной живописью - росписями и мозаиками. Собор - подлинная сокровищница мозаичного искусства, впервые после М.В.Ломоносова столь широко представленного в интерьерах гигантского здания.
 

Толькой зодчий, органически сросшийся с Россией, с Петербургом, мог в течение десятилетий, преодолевая множество невероятных трудностей, совершать свой творческий подвиг и дождаться окончания всех работ и освящения собора
 

О.Монферран, участник наполеоновских войн, архитектор и художник, еще в 1814 году преподнес Александру I альбом своих проектов, которые понравились царю, и в 1816 году зодчий приехал в Петербург, где и прожил более 40 лет, завершив своим творчеством долгий период русского классицизма.

 

Начало проектирования Исаакиевского собора - 1817 год. Проект, созданный на основе нескольких вариантов, был утвержден в 1818 году, однако в процессе строительства неоднократно перерабатывался и совершенствовался. Несмотря на создание специальной строительной комиссии, Монферран добился самостоятельности в своих действиях, чтобы быть хозяином на стройке. 26 июля 1819 года состоялась торжественная закладка здания. В 1825 году утвержден новый вариант зодчего.
 

Строительные леса, подъемные механизмы были созданы по проектам знаменитого инженера А.Бетанкура, благодаря которому и был привлечен к работам Монферран. Зодчий постоянно дорабатывал проект, устраняя технические трудности. Работы шли неравномерно. Монферран изучал теоретическую механику и другие науки, внедрял технические новшества (буксирные суда для доставки колонн, приемы раскалывания гранита и многое другое). К 1827 году было разобрано старое здание и уложены новые фундаменты. В августе 1830 года еще до возведения стен были установлены 48 колонн портиков. В 1837 году с помощью системы наклонных арок установили колонны купольного барабана. Стены были сложены из кирпича с вставками из камня. Купол изготовлен из чугуна и кованого железа в соединении с пустотелыми керамическими цилиндрами - это обеспечило быструю и легкую сборку всей конструкции.

 

Строительство было завершено в 1841 году, с 1841 по 1858 год осуществлены все работы по отделке интерьеров. Собор был торжественно открыт 30 мая 1858 года, а через месяц его создателя не стало.
 

Собор является памятником архитектуры, строительной техники, монументального и декоративного искусства. В его создании участвовали крупнейшие деятели культуры, науки и техники, а также многочисленные русские мастера и рабочие, которых Монферран оценивал чрезвычайно высоко: «Отмечу их высокие моральные качества, редко встречающиеся у других людей. Это - честность, смелость, настойчивость, незаурядная сообразительность и быстрота выполнения». Здесь работали видные инженеры Корпуса инженеров путей сообщения, прежде всего основатель этого учебного заведения А.Бетанкур, что дало основание Монферрану сказать: "Мы шли в ногу с прогрессом в области чисто технической..."
 

Над скульптурным убранством работали лучшие ваятели России: И.П.Витали, С.С.Пименов, П.К.Клодт, А.В.Логановский и другие. Так, Витали исполнил 12 статуй апостолов над фронтонами, три бронзовые двери и барельефы на западном и южном фронтонах.
 

Монферран применил способ гальванопластики для отливки скульптур, изобретенный русским ученым Б. С. Якоби: "...нужно было воспользоваться случаем прославить это сделанное в России изобретение".
 

Интерьер собора навеян образцами классицизма, итальянского Возрождения и барокко. Росписи плафонов, алтаря, сводов, картины созданы выдающимися живописцами К.П.Брюлловым, Ф.А.Бруни, П.В.Васиным и другими по общему замыслу зодчего. Ни один из соборов России послепетровского времени не имеет столь грандиозного живописного убранства, образующего целостный и законченный ансамбль. В оформлении интерьера участвовали скульпторы И.П.Витали, Ф.П.Толстой, С.С.Пименов, П.К.Клодт и другие. Мозаичные изображения (62 картины) созданы по живописным оригиналам ведущих мастеров большой группой мозаичистов. Мозаичные иконы для иконостасов выполнены и установлены уже после кончины Монферрана.
 

О.Монферран был автором первых изданий, посвященных собору (альбомы 1820 и 1845 гг.). Архитектор, художник, историк и теоретик архитектуры, Монферран восхищался Петербургом и гордился тем, что построил главный храм столицы и всей России. Он стал русским зодчим, патриотом своей второй Родины.
 

В Исаакиевском соборе установлен скульптурный портрет О.Монферрана работы Фолетти.

 

Монферран выражал пожелание быть погребенным в своем соборе - своей воплощенной в камне мечте, однако разрешение получено не было, и вдова зодчего увезла его тело во Францию.

 

 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz