ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 21(73)

 

 

 

 

Шарден

 

 

Возьмите самую маленькую картину художника, и вы обнаружите великого и глубокого колориста... О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре; самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно.

Дени Дидро

 

 

Если будете в московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, то повнимательнее вглядитесь в зале французского искусства XVIII века в натюрморт Шардена "Атрибуты искусства". Картина скромна по живописи, а изображенные на холсте предметы совсем не парадны, даже наоборот - деловые, постоянно находящиеся в обиходе. Книги с закладками, открытая коробка с чертежными принадлежностями, держатель для мелка, сверток гравюр, гипсовая скульптура... Без труда узнается рабочий стол в мастерской художника.
 

 

Ж.Шарден. Натюрморт. Атрибуты искусства. Масло. 1760-е годы.

 

 

А теперь оглянитесь вокруг. Амурчики - мифические посланцы любви - борются за сердца влюбленных, следят за поцелуями лукавых дам и кавалеров; танцуют разодетые парочки; чинно восседают эффектные придворные в пышных париках и сверкающих костюмах - прекрасные произведения замечательных мастеров теснятся вокруг скромного натюрморта. А он выжидательно смотрит на вас, как бы советуя не спешить судить об истинных ценностях.
 

Посмотрите, как живописец свободно лепит форму предметов. Кисть нежно скользит по теням, вдруг останавливается, замирает и, прижавшись к холсту, оставляет мазок; отступите на два шага от полотна - и увидите яркий блик, заигравший на уголке золоченого переплета, на краю старого бумажного листа. Кисть не спеша движется дальше, стушевывает контуры, обволакивая предметы таинственным серебристым полумраком...
 

Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Долгие дни, даже ночи, при свете лампы, копировал мальчик изображения глаз, ртов, ушей, ног, рук. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. У многих учеников годы рабского подражания образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. Шарден от Каза перешел в мастерскую другого художника - Куапеля, от него - к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Он много, постоянно рисует.
 

Свободное владение натурой позволило молодому художнику создать первую самостоятельную картину, хотя заказ был получен на вывеску - нужно было изобразить хирургические инструменты.
 

Шарден написал толпу, окружившую раненого, которого принесли к двери врача. К месту происшествия спешит полицейский, стража теснит любопытных. Картина и небольшие полотна, которые художник показывает на "Выставке молодых", привлекли внимание публики.
 

Как население Франции XVIII века, так и ее искусство делилось тогда на сословия - "высокое" и "низкое". К "высокому" причисляли произведения на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а те, которые изображали "толпу" - людей, занятых обработкой земли и ремеслами, - относили к низшему. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. В уцелевшем чудом письме епископа Масильона из провинции Овернь, направленном министру короля, сообщалось: "Народ в наших деревнях живет в чудовищной нищете, не имея ни постели, ни утвари. Большинству около полугода не хватает их единственной пищи - ячменного или овсяного хлеба, в котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, чтобы платить налоги".
 

А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. Роскошь золоченых комнат, сверкающие зеркалами и бронзой залы как бы продолжались в аллеях парка, преломлялись в каскадах водопадов, прудов, фонтанов. Каждый вечер здесь устраивался праздник. Вспыхивали тысячи свечей. Толпы разодетых дам и кавалеров скользили по ослепительно сверкающему паркету, гремели оркестры, рассыпались искры разноцветных фейерверков. Спектакли сменялись костюмированными балами, маскарадами, а по утрам король и пышная свита отправлялись на охоту.
 

Художники подобострастно запечатлевали беззаботные сцены тщательно разыгрываемого дворцового спектакля на темы "золотого царства". Особенным изяществом и красотой отличались картины Ватто, Буше, Наттье, Ланкре, Патера...

 

Их произведения и сегодня в музеях мира окружают скромные холсты Шардена.
 

"Король-солнце" Людовик XIV, а затем и его правнук - Людовик XV делали все возможное, чтобы как можно резче обозначить границы, разделяющие сословия. Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов. Им было глубоко безразлично, что праздничное великолепие замешивалось на крови - ведь только на строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков; десять тысяч человек умерло... Принцы оспаривали право нести перед королем свечу, когда он отправлялся в спальню, подавать во время утреннего туалета их величеству панталоны и рубашку. Дворянин был обязан бездельничать. Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия.
 

Нужны были смелость и глубокая вера в человека, в его высокие нравственные достоинства, чтобы отважиться писать картины о тех, кто сам себя кормит, кто видит в труде истинную радость и призвание. Таким художником стал Шарден. Он первый ввел в искусство Франции темы семьи, домашнего уюта, материнства, нравственной чистоты. Типична в этом смысле картина "Трудолюбивая мать".
 

В полумраке комнаты сидит женщина и, показывая на вышитый узор, терпеливо, не спеша что-то объясняет дочери. Девочка смущенно опустила голову - видимо, урок повторяется не впервые, - в замешательстве теребит угол ткани. Выразительны лица персонажей. Слегка пофантазируем, и мы "услышим" их разговор. В этом помогут и окружающие предметы, они как бы продолжают рассказ о небогатом семействе. Грубая деревянная ширма, угол старого камина с громоздкой посудой, покосившийся подсвечник, большая деревянная моталка для шерсти, шкатулка с рукоделием. Обратите внимание на построение композиции - в ней строго соблюдается принцип симметричности, уравновешенности частей. Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни.
 

Если художников - поставщиков картин для свиты короля занимали отвлеченные герои, заимствованные из античной мифологии, то для Шардена главнейшая задача - предельно полно раскрыть духовную жизнь окружающих его людей. И он делает это с величайшей любовью и тщательностью.

 

В Государственном Эрмитаже хранится один из шедевров мастера - знаменитая картина "Молитва перед обедом".
 

Мать поставила на стол тарелки с супом и по старинному обычаю ждет, когда дети произнесут слова молитвы. Старшая
уже отбарабанила привычный текст, а маленькая, с трудом произнося непонятные слова, опасливо посматривает на мать. Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. Фигуры как бы вписаны в овал, объединяющий их в единое целое, а строгая симметричность усиливает впечатление устойчивости, упорядоченности быта. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. Если на полотнах большинства современников порхали, кувыркались розовые амурчики, то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, но и определенный характер, маленькая копия родителей, такой же труженик, "дитя среды". Это проявляется во всем - в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх.
 

Еще одна знаменитая картина - "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже. Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Один из них растет, шевелится, на его влажных стенках трепещет, переливается удивительный радужный мир. В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Силуэт ее мерцает в облаках пара - нежно, воздушно. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван - семья бедная. Но тем яснее ощущаем мы главную мысль автора: истинное счастье не во внешнем блеске, но в трудолюбии и прилежании, в душевном единении.
 

 

Ж.Шарден. Прачка. Масло. Около 1737 г.

 

 

Картина изумительна по колориту; прозрачные теплые тени и корпусная "лепка" формы "в свету" сообщают предметам пространственную глубину, материальность. Общий серебристо-зеленоватый тон, собирая в единое звучание оттенки красных, синих, золотистых, коричневых, передает светоносность пены, нежность бледно-розовой кожи женщины, белизну ткани, насыщенный влагой воздух. Восторгаясь красотой будничного труда, восхищенно передает художник свое впечатление. Поистине пишет не красками - чувством!
 

Возвеличивая труд, Шарден с особой любовью изображает простых людей - кухарок, прачек, слуг, гувернанток. Его искусство примечательно тем, что темы материнства, воспитания детей, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла. Персонажи Шардена не позируют. Они всегда чем-то заняты. Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, как "Мальчик с юлой", "Рисовальщик", "Рукодельница", "Карточный домик".
 

Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени - Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо, названных впоследствии просветителями. В романе "Эмиль, или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд... есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут". Шарден не показывал в своих полотнах типов отрицательных, был далек от критики плутократии. Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, кто, по его мнению, этими духовными ценностями обладает. И не только людей, но даже их вещи! Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде.
 

Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода - "Кухонный стол", "Медный бак", "Корзина слив с бутылью, стаканом и двумя огурцами" - типичные названия его полотен. Художник тщательно компонует предметы, видя в каждом как бы живой персонаж, способный и "вести монолог", и вступать с соседом в беседу. А вмятины на медных боках, замутненное временем стекло, царапины - в этом отразились и биографии людей, которым честно и безотказно служат преданные им, может быть, некрасивые на первый взгляд вещи.
 

В настоящем искусстве идея и художественная форма - средства ее образного выражения - всегда связаны, неразрывны. Современники Шардена ценили его произведения и за мысли, и за великое художественное мастерство. В них - неисчерпаемая школа опыта для многих поколений художников.
 

Шарден прекрасно рисовал. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков. Закончив на холсте тщательный рисунок, живописец прокладывал теневые участки красно-коричневым цветом. Этим подмалевком  определялась величина и глубина теней, их взаимосвязь. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета - технику лессировки. Игру светотени подчеркивал богатством рефлексов, связывая полутонами воедино предмет и среду, в которой они находятся. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон. Соподчиняя оттенки, он приглушает их, иногда заставляя тусклые, вроде бы блеклые тона звучать мощно, а резкие - растворять в легком рассеянном свете.
 

В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Он добивается от нежных карандашей сильного, плотного цвета, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Характерный пример - "Автопортрет с зеленым козырьком". Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Голова и шея плотно закутаны, старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица - во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства.

 

 

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Автопортрет. Пастель. 1775 г.


 

Популярность его с годами росла. Представители "третьего сословия" охотно раскупали гравюры, сделанные с картин Шардена. Богатые любители заказывали повторения понравившихся работ. Шарден сделал их немало. Даже натюрморт "Атрибуты искусства" существует в нескольких вариантах. Судьба одного из них, находящегося в Эрмитаже, стала в какой-то степени символом всего наследия великого французского мастера.
 

Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" для строящейся Академии художеств в Петербурге, однако картину туда не поместили, она осталась в личном собрании императрицы - Эрмитаже. По приказу Николая I натюрморт в 1854 году в числе произведений, недостойных занимать место в царской сокровищнице, продали с аукциона. О шедевре забыли. Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно. А в 1923 году неожиданно натюрморт обнаружили на складе имущества "Комиссии по борьбе с роскошью". У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска. Опытные реставраторы восстановили шедевр...
 

 

Ж.Шарден.  Атрибуты музыки. Масло. 1765.

 

 

О Шардене забыли вскоре после его смерти. Образы картин художника казались слишком "тихими" для бурного времени буржуазной революции, они отступили в тень перед полотнами классицистов и романтиков. Но в середине позапрошлого века писатели братья Гонкуры заново открыли удивительную прелесть полотен старого мастера. О нем заговорили сразу во всех странах, а картины Шардена навсегда заняли почетное место в музеях мира.

 

 

 

 

Однажды Шардена спросили:

- Какими красками вы пишете?

И услышали ответ удивительный :

- А кто вам сказал, что пишут красками?

Пользуются красками.

Но пишут чувством...


 

 

 

©Vadim M.Kavko Живописные истории www.teri-shop.narod.ru

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz