ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 18(70)

 

 

 

 

Основа

 

 

 

Основа или основание - это как бы фундамент картины, который должен быть не только прочным, но и красивым. Чем тщательнее основа подготовлена для живописи, тем больше удовольствия получит художник от работы, тем долговечнее будет его произведение.
 

Издавна художники ищут материал, на котором живопись сохранялась бы веками, не теряя своих первоначальных качеств. Выбор основы всегда зависел от традиций, требований конкретной эпохи, собственных возможностей и вкуса художника. Но какой бы материал ни использовался для работы, настоящий мастер всегда уделял громадное внимание качеству основы, ее подготовке. Неудивительно, что многие картины художников прошлого прекрасно сохранились в течение 300-500 лет.
 

В истории искусства известен такой факт: во Фландрии изготовление деревянных досок для живописи находилось под контролем государства, а специальный закон запрещал художникам использовать для работы доски из частных мастерских. Столь строгие требования объяснялись так: "Гений художника принадлежит отечеству. Долг отечества - позаботиться насколько возможно продлить век лучших произведений живописи. Нужно заботиться одинаково обо всех картинах уже потому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности или же неизвестен еще по своей скромности. А потому художник, не зная, как будет оценена его картина в будущем, не должен по небрежности или из экономии подвергать свою картину риску".
 

Но, к сожалению, в природе нет материала, обладающего всеми необходимыми свойствами идеальной основы для живописи: прочностью, постоянным объемом, легкостью, стойкостью к изменению температуры и влажности, к воздействию коррозии и биологических вредителей. В качестве основы использовались самые разнообразные материалы. Некоторые из них не выдерживали проверки временем и послужили причиной гибели или преждевременного старения прекрасной живописи.

 

Все виды материалов имеют свои достоинства, но .в то же время обладают целым рядом недостатков. Поэтому одни из них используют только для эскизов и этюдов, другие хороши для работ небольшого размера, но непригодны для больших картин.
 

Так, металлы не рекомендованы для станковой живописи, несмотря на большую прочность. Дело в том, что они резко изменяют объем при колебаниях температуры, и тогда нарушается связь основы с грунтом и красочным слоем. А многие металлы, легко окисляясь, вредно влияют на краски. Самыми распространенными были медные основы. На меди написаны некоторые работы М.Караваджо, А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше, В.Боровиковского. Чаще всего художники использовали металлы как основу для живописных миниатюр.
 

Плита из камня, предназначенная для живописи, требует сложной обработки, очень тяжела и хрупка. Потому так редки картины на этой основе, хотя сохранность их вполне удовлетворительна. Здесь - произведение Тициана "Се человек", выполненное на камне:

 

 

Тициан. "Се человек". Камень, масло.
 

 

Иногда встречаются картины, как правило, декоративного характера, на стекле. Если они писались "на просвет", то художники использовали прозрачные и полупрозрачные краски. Интересные произведения сохранились в палаццо Питти (во Флоренции) и в Версале: они написаны масляными красками на поверхности зеркал.
 

Мало пригодна для масляной живописи фанера. Со временем она коробится, покрывается мелкими трещинами, которые разрывают красочный слой. Причем деформация тем сильнее, чем больше размеры основы. Некоторые картины советских художников в 20-е годы были выполнены на этом материале за неимением иных.
 

Для малоформатных этюдов очень удобен картон, но для больших ответственных работ его не применяют. Даже в музейных условиях картины на таких основах сильно деформируются. Но в то же время слой масляной краски на картоне не растрескивается - это большое преимущество в сравнении с другими основами.
 

Таким же качеством обладает красочный слой картин, выполненных на бумаге. Это дешевый, доступный материал, особенно удобный в путешествии. Хорошо сохранились написанные на бумаге этюды А.Иванова, С.Щедрина, П.Федотова, И.Шишкина, Ф.Васильева, А.Саврасова, И.Левитана. Однако бумага, какой бы плотной она ни была, материал непрочный, легко мнется и рвется, а пропитанная маслом, она со временем «пережигается» и становится хрупкой. Поэтому произведения художников, написанные на бумаге, реставраторам впоследствии приходится наклеивать на дополнительную, более прочную основу или дублировать. Именно так реставрировались многие этюды на бумаге Александра Иванова.
 

 

А.Иванов. Голова раба. Этюд к картине "Явление Христа народу". Бумага, наклеенная на холст; масло.

 

 

Еще в средние века самой распространенной основой для масляной живописи были деревянные доски - цельные или склеенные из нескольких частей. Большая часть картин на дереве хорошо сохранилась до наших дней, несмотря на то, что у этого материала целый ряд недостатков: он коробится, растрескивается, поражается микроорганизмами и личинками жучков-точильщиков. Но художники с давних времен изучали особенности древесины, искали способы устранения ее недостатков. Доски по нескольку часов вываривались в воде, а затем высушивались при температуре не выше пятидесяти градусов. Обработанная таким образом древесина меньше загнивала и растрескивалась.
 

В литературе по технике живописи приводятся некоторые рецепты подготовки деревянной основы, в том числе и различные пропитки. Но многие из них содержат вещества, вредно влияющие на краски, и потому пользоваться такими советами надо с большой осторожностью.
 

Пригодны различные породы дерева. Русские живописцы, как правило, употребляли липовые, березовые, ольховые, сосновые и твердые породы - бук или дуб. Существенный недостаток деревянной основы в том, что она чутко реагирует на изменение влажности воздуха. При этом меняется объем и происходит "движение" доски. Лицевая сторона картины и незащищенная оборотная (обычно прилегающая при экспонировании к стене) по-разному реагируют на перемену внешних условий. Это вызывает неравномерную деформацию основы. Возможно, вы замечали, что картины, выполненные на деревянных досках, выгибаются в сторону красочного слоя. Если же основа склеена из нескольких досок, то выгибается каждая из них, и тогда расходятся швы.
 

С древних времен различными способами пытались препятствовать этому. Вначале на торцы картины и с оборотной стороны набивали бруски из прочного дерева, но это лишало доски возможности двигаться и приводило к тому, что дерево трескалось. Появившиеся позднее разнообразные шпонки ничем не улучшили ситуации: по прошествии некоторого времени они выпадали, часто разрушая пазы. Во избежание этого нужна была такая конструкция, которая препятствовала бы короблению доски, не затрудняя ее "движения".
 

Такой конструкцией стал паркетаж, различные виды которого используются уже с XV века. Традиционный деревянный паркетаж состоит из брусков, неподвижно наклеенных на тыльную сторону доски, вдоль волокон. Эти бруски имеют пазы, в которые входят подвижные планки. Замечено, что меньше подвержены короблению картины на дереве с двусторонней живописью, они равномернее реагируют на изменение температуры и влажности воздуха. Поэтому специалисты предлагают при подготовке доски наносить на оборотную сторону слои вещества, по толщине и плотности соответствующие слоям грунта, красочного слоя и лака. В этом случае не нужно применять дополнительные конструкции.
 

Картины на деревянных досках достаточно тяжелы. И современные художники редко пользуются этой основой. Чаще всего они пишут на грунтованном холсте, натянутом на подрамник, хотя еще три-четыре века назад деревянные доски считались самой надежной основой. К тому же гладкая, похожая на эмаль поверхность картин на дереве больше соответствовала эстетическим вкусам прошлых веков.
 

Главной причиной широкого распространения холста стала его легкость в сравнении с другими основами. Произведения больших размеров, написанные на холсте, можно снимать с подрамника и навернутыми на вал перевозить на любые расстояния. Так, к примеру, было перевезено из Италии огромное полотно А.Иванова "Явление Христа народу".
 

Но холст тоже не идеальный материал: его легко порвать, порезать, постоянно натянутые нити вытягиваются, отчего картина со временем обвисает. Он чутко реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, что вызывает старение ткани и ослабление связи между основой, грунтом и красочным слоем.

 

За последние годы появилось немало новых материалов, но только время сможет показать, насколько хорошо сохраняется на них красочный слой...

 

 

 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz