ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 3(55)

 

 

 

Остров Богов

 

 

 

Перед Генрихом Шлиманом лежали развалины легендарной Трои - "Священного Илиона", как ее называли древние. Заходящее солнце заливало багряным светом остатки могучих башен, выложенную плитами дорогу и Скейские ворота, из которых когда-то троянцы выходили на битву с греками. Мощные крепостные стены, опаленные огнем, отбрасывали колеблющиеся тени. Знаменитый археолог смотрел на руины, и в его воображении оживали события Троянской войны, звучали строки бессмертных поэм Гомера...
 

Шлиман достиг цели. Он доказал, что "Илиада" и "Одиссея" не сказка и вымысел, а поэтические предания, сохранившие память о глубокой старине. Древние легенды и сказания стали обретать плоть, наполняться реальным содержанием. Прояснилась история древних ахейцев - греков, живших в XI-IX веках до нашей эры - время, которое позже назвали гомеровским.
 

Раскопки в Троаде, начатые в 1870 году, произвели огромное впечатление. Наступила пора замечательных археологических открытий. Вслед за находками Шлимана начались поиски в различных частях материковой и островной Греции. Идя по следам героев эпических поэм, археологи нашли больше, чем ожидали. Они искали землю Гомера, а одновременно обнаружили другой, таинственный, неведомый ранее мир - древнюю колыбель европейских цивилизаций.
 

Из тьмы веков стал вырисовываться быт народов, которые жили на побережье и островах Эгейского моря задолго до Гомера - в эпоху бронзы. По месту распространения их культуру назвали эгейской, а по основным центрам - крито-микенской. Раскопки на Крите дали особенно важные результаты. Остров оказался как бы "естественным музеем", долгое время скрывавшим свои сокровища. Перед изумленным миром во всем своем величии вставала новая цивилизация, которая существовала одновременно с культурой мощных держав Египта и Месопотамии и не уступала им по великолепию своего искусства. Может быть, поэтому ее освобожденный от земли изысканно-утонченный облик нередко отождествляли с мифической Атлантидой - страной вечного счастья и изобилия, островом, исчезнувшим в морской пучине.


 

 

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;

Там девяносто они городов населяют великих.

Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,

С первоплеменной породой воинственных критян, кидоны

Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,

В городе Кноссе живущих. Минос управлял им в то время,

В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом.
 

 

Так хитроумный Улисс, герой "Одиссеи" Гомера, описывал этот большой, шумный и многолюдный остров, протянувшийся от Пелопоннеса в сторону Малой Азии. Возможно, благодаря исключительному географическому положению Крит и оказался древнейшим центром догреческой цивилизации. Его жители вели оживленную торговлю с Египтом, городами материковой Греции и Малой Азии, Сирией, Финикией. Правители имели самый быстрый и могущественный флот, их корабли из конца в конец бороздили Средиземное море.
 

Поэтические сказания, сложенные позже в Элладе, не обошли вниманием остров, связали с ним похождения богов и героев. В пещере на Крите появился на свет Зевс-Громовержец. Козлиным молоком кормила его Амалфея - нимфа, родная дочь Океана. Пчелы приносили ему ароматный мед, а юноши - куреты охраняли пещеру. Звон их оружия заглушал плач Зевса, чтобы отец - кровожадный титан Крон не узнал о его существовании. Воинские пляски в честь Зевса и по сей день устраиваются на Крите. Превратившись в белого. быка и переплыв Эгейское море, сюда привез Зевс красавицу Европу, похищенную дочь финикийского царя. Здесь же родился его сын - легендарный царь Крита Минос. Это красивый миф, поэтический вымысел. Но великие историки древности упоминали, что на острове правил, может быть, и не один царь по имени Минос. Потому и назвали его именем лежащие в шести километрах от лазурного моря развалины огромного сооружения.
 

Раскопки на Крите, начатые в 1900 году, продолжили дело Шлимана. Спустя шесть лет на северном побережье Крита английский археолог Артур Эванс открыл Кносский дворец - воспетый Гомером главный "город" острова. "Дворец Миноса" строился в разное время, без определенного замысла. К ранее существовавшим помещениям время от времени добавляли новые. Одноэтажные части причудливо сочетались с многоэтажными, уступчатыми террасами связывались со склоном холма. Множество камер, похожих на узкие кельи, было найдено в западной части дворца. Там, в огромных сосудах - пифосах - хранились запасы зерна и оливкового масла.
 

Архитектура Кносского дворца удивительна. Она поражает замысловатым чередованием самых разнообразных строительных элементов, отсутствием строгости, четкости и симметрии. Здесь многое необычно: переходы и дворики, непривычные, сужающиеся книзу колонны и система освещения с помощью "световых колодцев". В отдельных местах часть крыши снималась, и полуденный свет попадал внутрь здания, раскрытого навстречу потокам палящего солнца. Прихотливо организованное пространство как бы оживает в этой живописной архитектуре, наполняет ее таинственностью. На каждом шагу вас ожидает резкая смена контрастов и новые впечатления. Высвеченные участки и белые плоскости каменных стен переходят в полумрак коридоров, в углах которых сгущается тень. А впереди вновь вспыхивает ослепительный свет, в проемах появляется зелень растений, ласковое голубое небо.

 

 

Женщины, смотрящие представление ("Дамы в голубом")  Фреска Кносского дворца. 1500 г. до н.э. Крит. Гераклион. Археологический музей.

 


 

Оживленная игра света и тени усиливается яркой, но неназойливой декоративной раскраской стен. Звучные, насыщенные тона - голубые, золотистые, охристые, оранжевые, кирпично-красные, синие, - затейливые орнаментальные фризы и плавные линии рождают праздничное настроение. Это архитектура сложная и в то же время необыкновенно простая, уютная, приближенная к природе и человеку. Она неожиданно современна.
 

Похожие сооружения были обнаружены и в других местах Крита - в Фесте и Маллии. В Агиа-Триаде был открыт самый поздний из критских дворцов. Небольшой, но изобиловавший произведениями искусства, он был так роскошен, что получил название царской виллы. Представьте себе Кносский дворец сверху или взгляните на его план. Вы увидите, что наружные контуры стен неопределенны, а бесчисленные помещения с множеством выходов, переходов и тупиков настолько запутаны, что напоминают лабиринт. Видимо, далеко не случайно древние греки сложили предание о Лабиринте и обитавшем в нем грозном чудище с человеческим телом и бычьей головой.
 

Как повествует легенда, Лабиринт строил по приказу царя Крита знаменитый Дедал - первый художник мира и прародитель искусств. В этом сооружении жил Минотавр. Каждые девять лет ему приносили в жертву семерых девушек и семерых юношей. И только отважный герой Тесей избавил Афины от ужасной дани, выбрался из Лабиринта с помощью дочери Миноса - прекрасной Ариадны.
 

Теперь во дворец можно проникнуть без спасительной нити. Да и атмосфера праздничной жизни, которую донесли до нас сохранившиеся фрагменты чудесной живописи, не соответствует мрачному сказанию. Древние художники уже в середине второго тысячелетия до нашей эры в совершенстве владели техникой фрески - живописи по сырой штукатурке. Их росписи отличаются свободой и тонкостью исполнения.
 

 

Процессия. Фрагмент росписи саркофага из Агиа-Триады 1450-1400 гг. до н.э. Крит. Гераклион. Археологический музей.

 

 

 

Войдя во дворец с запада, попадаешь в так называемый "коридор процессий", на стенах которого изображено торжественное шествие, мерно "двигающееся" мимо зрителя. Юноши и девушки держат в руках драгоценные сосуды, играют на музыкальных инструментах. На одной из фресок изображена лужайка, на которой девушки исполняют ритуальный танец. На другой - несколько дам, облаченных в великолепные голубые платья, смотрят представление. Они настолько живо обсуждают увиденное, что вот-вот, кажется, услышишь их голоса. Мы не знаем, кто эти дамы, придворные или жрицы. И царь или жрец высокий стройный юноша, переданный в раскрашенном рельефе почти в человеческий рост? На его голове корона из цветов и перьев, на руках браслеты, золотые ожерелья на шее. Он идет среди высоких лилий, поступь его легка и свободна, длинные волосы развеваются в такт движению...
 

Критский художник так же, как и египетский, подчиняет рисунок плоскости, совмещает различные точки зрения, фас и профиль, следует определенному правилу. Но как далеки творения его рук от канонического искусства Востока! Колено чуть согнуто, торс развернут в три четверти, несколькими штрихами обозначен фон, и условность сменяется естественностью и свободой.
 

Изображения на фресках настолько живы, что иногда вызывали неожиданные сравнения у археологов. Под названием "Парижанка" вошла в историю роспись, изображающая девушку с пышной прической и большими выразительными глазами. В ее непринужденном облике Эванс увидел чисто французское очарование. Всмотритесь, с каким тактом, мастерством и свободой ведет древний художник энергичную линию контура, как подчиняет ее красочному пятну. С какой любовью наносит чистые, яркие минеральные краски, как свободна, естественна и легка композиция!
 

 

"Парижанка" Фреска Кносского дворца. Около 1500 г. до н.э. Крит. Гераклион. Археологический музей.

 

 

 

Искусство Крита отличает изящество, утонченность и необыкновенная красота в самом современном ее понимании. Его важнейшая черта - живописность, и не только потому, что живопись была ведущим видом искусства, "подчиняла" себе другие. Здесь живописна архитектура, вазопись, а быть может, и сама жизнь. Без преувеличения можно сказать, что Крит населяли художники. Их творения вобрали в себя неповторимость образов, взятых из реальной действительности, темперамент и мироощущение островитян, их живую фантазию. Древние мастера оставили великое богатство композиционных и колористических решений, тонкое понимание декоративных задач и великолепное чувство цвета. Не потому ли в целом критская живопись оставляет впечатление необычайной свежести?
 

Единичные и плохо сохранившиеся остатки фресок, созданных в начале второго тысячелетия до нашей эры, - свидетельства очень высокого живописного мастерства. Иэ небольших кусочков, тщательно собранных реставраторами, складываются картины, полные мягкой гармонии и сказочной красоты, необычайно красочные, фантастические, эмоциональные. Среди скал, на красной лужайке, "голубой мальчик" собирает диковинные цветы шафрана. Обезьян, птиц и диких кошек окружают экзотические растения. Голубые летучие рыбки, дельфины, лилии - все изображено с большой любовью к природе. Эти фрески не просто красивы - за ними целый мир чувств безымянного художника: его мысли, своеобразное, глубоко индивидуальное видение.
 

Особого совершенства достигло на острове искусство керамики. Изяществом сосудов, разнообразием форм и богатством росписей керамисты Крита достигли непревзойденных в древнем мире вершин. Начиная с третьего тысячелетия до нашей эры их искусство прошло длинный путь от простейшего орнамента к реалистическому изображению растений, животных и морских обитателей. Украшая предмет, древние мастера никогда зрительно "не разрушали" его форму, связывали с ней изображение. Превосходно скомпонованное, оно охватывает поверхность сосудов. Растительный орнамент сменяется большими красочными пятнами, спиралями, кривыми линиями; на тонких стенках ваз распластываются осьминоги, вырастают сказочные цветы. В вазописи преобладают мотивы окружающего мира, флоры и фауны: белые крокусы, лилии, улитки, кораллы...

 

 

Ваза из Феста. Керамика. 1900-1700 гг. до н.э. Крит. Гераклион. Археологический музей.

 

 


 

Изящна и мелкая пластика Крита: фаянсовые пластинки с реалистическим изображением животных, раковин, рыб, статуэтки "богинь со змеями", изделия из серебра. К какому бы материалу ни прикасались критские мастера, будь это камень, глина, бронза, золото, - все оживало и пело под их руками. Образы черпались из близкого, знакомого, приветливого мира. Поэтому их произведения наполнены жизнью и удивительной теплотой.
 

В середине второго тысячелетия до нашей эры Крит достигает вершины могущества, а его культура - расцвета. Но около 1500 года до нашей эры пожары, страшное землетрясение и гигантские волны обрушились на Крит после извержения вулкана на соседнем острове Санторин. Замечательная цивилизация погибла в пламени. Люди покинули пепелища, которые внушали суеверный ужас. Обескровленный остров без труда завоевали ахейцы - пришельцы из материковой Греции. Они овладели Кноссом, а затем и всем островом. Крит как центр высокоразвитой и цветущей культуры перестал существовать.
 

Наступил новый этап в истории крито-микенской культуры. Главными очагами эгейского мира становятся города полуострова Пелопоннес - Микены, Тиринф, Пилос. Их расцвет начинается в XVI веке до нашей эры. Подчинение ахейцами Крита оказало большое влияние на культуру этих центров. Ремесленники и художники Кносса были перевезены на Пелопоннес, но их воздействие продолжалось недолго. Оно не смогло изменить привычной, традиционной основы творчества. Ахейцы были воинственным народом, и, может быть, поэтому им более близко искусство конструктивное, сдержанное, осязательное, объемное. Мастеров привлекала предельная простота и обобщенность художественной формы, монументальность и величие.
 

Ахейцы строили города-крепости на удобных для обороны вершинах холмов и обносили акрополи неприступными стенами из огромных каменных глыб (Акрополь - расположенная на возвышенности укрепленная часть города, которая служила защитой населению во время войны). Вес отдельных камней иногда достигал ста тонн. Внутри прокладывались узкие сводчатые галереи. Кое-где они переходили в бастионы, которые охраняли подступы. Мощь этих сооружений поражала настолько, что древние сравнивали их с пирамидами, а жившие здесь позже греки в память об одноглазых титанах назвали Арголиду - область, расположенную на северо-востоке полуострова Пелопоннес - циклопической страной. Колоссальные стены высятся и поныне, как бы напоминая о том, что в этих местах жили герои Гомера...
 

Самым крупным и наиболее могущественным городом Арголиды в то время были Микены. Толщина их оборонительных стен достигала шести метров. В крепость вел только один вход - Львиные ворота. Сложенные из гигантских камней, они венчались треугольной плитой с рельефным изображением львиц, стоящих по сторонам колонны, - символа правителей города. Это первый по времени памятник монументальной скульптуры на территории Древней Греции.

 

 

Львиные ворота  XVI в. до н.э. Микены.

 

 

 

Гомер упоминал, что в Микенах когда-то правил легендарный "царь царей" Агамемнон. В его "златообильной" столице и начал раскопки Шлиман, после того как нашел сожженную Трою. Внутри крепостной стены, рядом с Львиными воротами, он обнаружил несколько погребений. Под тяжелыми плитами с изображениями мчащихся на колесницах воинов находились "шахтовые" гробницы древней династии, которая правила в Микенах. Вскрыв их, археолог нашел великое множество удивительных предметов: диадемы, венки, подвески в форме зверей, короны, украшения из горного хрусталя и агата, 700 золотых пластинок с тончайшим орнаментом. Особенно поразили Шлимана маски из тонкого листового золота. Матово отсвечивая, они в точности повторяли лица ахейских вождей. Одна из них получила название "маски Агамемнона" в честь предводителя ахейцев в Троянской войне.

 

 

"Маска Агамемнона" Золото. XVI в. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

 

 

 

В гробницах нашли и драгоценное оружие - бронзовые кинжалы, инкрустированные золотом и серебром. Предполагают, что они были сделаны критскими мастерами. Сцены охоты, орнаменты и другие изображения на них не повторялись и были подлинными миниатюрами. Устремленные вдоль клинков композиции превосходно вписывались в силуэт. Трудно представить, как древние оружейники могли без современных инструментов изготовить столь совершенные произведения искусства. Ведь нужно было вырезать контуры фигурок в бронзе, а затем заполнить их золотом и серебром...
 

 

Кинжал со сценами охоты. Деталь. Бронза с инкрустацией. XVI в. до н.э. Афины. Национальный археологический музей.

 

 

 

С конца XVI века до нашей эры правители Пелопоннеса перестраивают свои дворцы. В Микенах пришла к власти династия "купольных гробниц". Она была названа так по типу захоронений в круглых помещениях - толосах. Наиболее знаменита из них так называемая "сокровищница Атрея", отца Агамемнона. Она располагалась за крепостной стеной, и доступ к ней открывался широким и длинным коридором. Сама гробница - подземное помещение, перекрытое каменным куполообразным сводом. Он сложен из циклопических плит, связанных только силой собственной тяжести. Как бы напоминая о звездном небе, купол изнутри был покрыт голубой краской и украшен бронзовыми розетками.
 

Раскопки подробно рассказали о планировке дворцов гомеровской эпохи, открыли залы с колоннадами, двориками и мегароном - центральным помещением для совещаний и пиров. Эта главная часть ахейских дворцов в дальнейшем стала прообразом греческих храмов. Архитектура Микен и Тиринфа более четкая и "правильная", чем критская. Строители материковой Греции не чуждались симметрии, строгости и простоты. Их дворцы украшались менее роскошно, хотя и здесь были обнаружены росписи со сценами войны и охоты. Общий дух ахейской архитектуры суров и монументален. Это качество особенно подчеркивали неприступные стены, защищавшие подходы к городу-крепости.
 

Расцвет и возвышение ахейских государств продолжались недолго. Троянская война, увековеченная Гомером, оказалась последним значительным событием в их истории. Около 1200 года до нашей эры на Пелопоннес обрушились воинственные и грозные дорийские племена - пришельцы с севера. Мощные стены не защитили ахейцев, дворец в Пилосе был разрушен. Вскоре пали Микены. Тиринф покинули жители. Дым пожарищ поднимался над разоренными городами...
 

С приходом завоевателей завершилась тысячелетняя история крито-микенской цивилизации. Пыль веков бережно прикрыла руины великолепных дворцов и остатки фресок, изделия из золота, бронзы и серебра - памятники очень высокой культуры. На месте разрушенных городов выросли новые. Но на Земле ничто не проходит бесследно. Словно Феникс, возродилась эта культура из пепла и положила начало великому искусству Древней Греции.

 

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz