ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история 50

 

 

 

Узел

 

 

 

Не сосчитать, сколько случаев в истории мореплавания связано с обычным морским узлом. И каждый раз за этим стояла чья-то судьба, а то и судьба целых экипажей. Оттого, наверное, во флоте даже в век электроники и ядерных двигателей сохранилось уважительное отношение к морскому узлу.

Не спешите утверждать, что вязать узлы - просто. Заметим сразу: для морской практики не годятся те испытанные соединения, которыми мы пользуемся в быту для завязывания шнурков и веревок. Морской узел - "конструкция" особая. В нем сочетаются простота и надежность. Они быстро вяжутся и легко - одним рывком - развязываются. Этим морской узел принципиально отличается от известного гордиева узла.

 

Согласно древнегреческой легенде, фригийский царь Гордий (Фригия - историческая область в северо-западной части Малой Азии, в Х-VIII вв. до н.э. здесь образовалось царство со столицей Гордион. С царями Фригии Гордием и Мидасом связаны популярные легенды) привязал ярмо к дышлу телеги настолько запутанным узлом, что развязать его оказалось невозможным. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 г. до н.э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом (отсюда разрубить гордиев узел - принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса). Предсказание оракула, как известно, почти исполнилось: Александр Македонский, завоевав территории персидской державы Ахеменидов (Династия древнеперсидских царей в 558-330 гг. до н.э. Основатель династии - царь Кир.), вторгся в Среднюю Азию, в Индию и покорил земли до рек Яксарт (Сыр-дарья) и Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности.

 

 


 

 

Но вернемся к морским узлам. В отличие от гордиева узла или любого узла, используемого нами в быту, морской узел достаточно потянуть за свободный кончик, чтобы он легко раздернулся, как говорят моряки, хотя перед этим он выдерживал многотонное усилие. Специалисты подсчитали, что морская практика предусматривает до четырех тысяч крепежных операций на основе существующих нескольких десятков морских узлов.
 

Вот лишь некоторые названия морских узлов: прямой, рифовый, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, буйрепный, выбленочный, гачный, двойной гачный, констриктор, боа-констриктор (от лат. "удав"), или затяжной, удавка, калмыцкий, плоский, сваечный, стопорный, шлюпочный, кошачьи лапки, бочечный, рыбацкая восьмерка, рыбацкий штык, задвижной штык, ступенчатый, фламандский, хирургический, задвижной, или выбленочный, штык, штык со шлагом, простой штык и даже пьяный узел с двумя затягивающимися петлями (используется по смысловому назначению - для усмирения не в меру разгулявшихся моряков вместо наручников).
 

 

Морские узлы

 

Морские узлы:
1. Вязание топового узла. 2. Изготовление простого кнопа. 3. Буйрепный узел. 4. Крепление бакштагов на утку. 5. Узел "восьмерка".

 

 

 

Хорошо подготовленный боцман на парусном корабле Российского флота мог вязать самые сложные узлы в считанные секунды. Не отставали от него и старослужащие матросы, работавшие с парусами и снастями бегучего такелажа. С закатом эры парусного флота некоторые слишком торопливые умы поспешили объявить боцманское ремесло безвозвратно устаревшим. Но вот уже прошло полтора столетия, как мы расстались со старым парусным флотом, а морской узел, как и прежде, верой и правдой служит флотскому люду. И не только на надводных кораблях, но и на подводных лодках, где, как известно, нет ни мачт, ни бегучего такелажа, да и само плавание проходит все время под водой. И тем не менее ни один командир атомохода без канатов и тросов в море не выйдет. Не с чем потом будет швартоваться. Да и в океане случись что - без линя, каната, троса не обойтись, а значит - и без узла.
 

Словом, узел - штука серьезная. И не только потому, что, согласно нормам техники безопасности, он должен выдерживать четырнадцатикратную нагрузку. Здесь, как говорится, все понятно: требования есть требования. Но вот некоторые патриоты морского дела, проведя научные исследования, пришли к выводу, что изобретение узла значило для флота больше, чем изобретение колеса для всего прочего транспорта. И наверное, они от истины недалеки. Ибо и сегодня повсюду во флоте, куда ни кинь взгляд, используются морские узлы.

 

Даже о крепкой дружбе моряки говорят как о связанной морским узлом...
 
 

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz