ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история сорок вторая

выпуск  45

 

 

Адмиралтейство

 

 

Архитектурный символ города на Неве - Адмиралтейство не просто архитектурный шедевр, это одна из трех главных доминант Петербурга (наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами), главное звено в системе городских ансамблей. Адмиралтейство завершает перспективы трех главных улиц в историческом центре Санкт-Петербурга (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), определяя знаменитую трехлучевую планировку ("трезубец"), сложившуюся еще в петровское время.

Без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских набережных.

Адмиралтейский шпиль - один из главнейших в городе, он знаком даже тем, кто ни разу не был на берегах Невы.

Адмиралтейство - выдающийся памятник промышленной архитектуры. Его начало - судостроительная верфь, которую принялись строить в 1706 году по указу Петра I и даже при его постоянном авторском надзоре. В ту пору была возведена башня со шпилем, причем автором шпиля был голландский мастер Г.ван Болес. Тогда же появились одноэтажные мастерские, а во дворе - эллинги и другие строения. Все здания первого Адмиралтейства были деревянными и уже в 1717 году обветшали. Было решено заменить их каменными.

Работами руководили С.ван Звитен, Г.Киавери, Доменико и Джузеппе Трезини и другие архитекторы-строители петровского времени.

Наконец, в 1728 году строительный процесс возглавил один из "птенцов гнезда Петрова", крупный зодчий И.К.Коробов - один из виднейших представителей петровского барокко. За десятилетие упорной, напряженной работы, строя одновременно и другие сооружения, И.К.Коробов заново создал весь огромный производственный комплекс, завершив его центральной башней.

Здание, построенное Коробовым, было выдающимся произведением своего времени, но такова уж судьба многих вполне достойных зданий: новая эпоха требовала новой архитектуры. В начале XIX века Адмиралтейство первой трети XVIII века казалось скучноватым, слишком утилитарным, не соответствующим духу растущей северной столицы. Перестройка его диктовалась требованиями нового века.

На фасаде Адмиралтейства еще в XIX веке была установлена мемориальная доска, отмечающая авторство А.Д.Захарова. Имени Коробова на ней нет, и это несправедливо - ведь Захаров не строил совершенно новое здание, а перестраивал построенное И.К.Коробовым, иногда даже сохраняя старые оконные проемы. И все-таки справедливо называть Адриана (Андреяна) Захарова творцом Адмиралтейства, ведь именно он создал его художественный образ. Заслуга великого зодчего особенно велика и потому, что он проявил уважение к трудам предшественников, сохранив основу здания. Это, пожалуй, труднее, чем строить, не будучи ничем связанным, на свободном участке.

По размаху композиционного замысла, спокойной и уверенной силе, которой "дышат" стены захаровского творения, не так уж многое можно с ним сравнить. Захаров выразил не столько дух империи, сколько духовную мощь и нравственную силу своего народа.

Выпускник Академии художеств, прошедший затем школу в Париже и заслуживший там высочайшую оценку как зодчий и человек, Захаров всю жизнь посвятил служению архитектуре. Он выполнил бесчисленное количество всевозможных проектов и построек в Петербурге, его пригородах и провинции. Далеко не все дошло до наших дней - время оказалось беспощадным к его творениям, среди которых было особенно много утилитарных построек. Понять, почувствовать величие Адмиралтейства можно в полной мере, лишь узнав биографию зодчего и хотя бы в общих чертах его творчество. Ферма, птичник, кирха, Львиный мост и другие работы в Гатчине, где он занимал должность главного архитектора; типовые проекты военных училищ, жилых домов, административных, культовых и служебных зданий, провиантских складов и других построек во многих городах России и Украины; Андреевский собор и церковь в селе Александровском (не сохранились) - это еще далеко не все, созданное великим тружеником Захаровым. Все его работы немало содействовали распространению классицизма в русском зодчестве. Остался на бумаге неосуществленный проект планировки Галерной гавани - смелая попытка оформления приморской части Васильевского острова.

Захаров был, прежде всего, зодчим-градостроителем, и, проектируя перестройку Адмиралтейства, он решал градостроительную задачу.

Адмиралтейство должно было по его замыслу стать произведением большого общественного звучания.

Обычно исследователи архитектуры заостряют внимание на чертах французского ампира в облике Адмиралтейства. Действительно, А.Д.Захаров, учившийся у профессора Шальгрена, творчески воспринял уроки французского классицизма, но само время показало, что дело не в ампире и вообще не в принадлежности Адмиралтейства к какому-либо стилю.

Трехосевая композиция фасада, обращенного к Невскому проспекту, образована башней и двумя крыльями с двенадцатиколонными портиками. Центральная четырехярусная башня с триумфальной аркой ворот несколько напоминает надвратные башни в древнерусском зодчестве. Захаров постоянно варьирует мотив куба, в том числе и в невских павильонах.

Главный фасад (протяженность более 400 метров) не кажется монотонным благодаря точно найденным пропорциям трехчастной композиции, тонкому композиционному и декоративному чутью. Захаров сочетал творческое вдохновение и трезвый расчет. Он сохранил башню и шпиль коробовского здания, окружив его новой великолепной оправой.

Захаров частично сохранил не только стены старого здания, но даже оси некоторых проемов, однако новое Адмиралтейство приобрело совершенно другое звучание. Почти гладкие, лаконично декорированные стены не кажутся плоскими и вызывают ощущение мощной каменной кладки. Это напоминает шедевры древнерусского зодчества.

Мало сказать, что Адмиралтейство - это памятник классицизма или ампира. Как и все великие создания человеческого гения, оно выше канонов, ибо обращено к векам.

Для Захарова было важным равновесие объемов и масс, единство градостроительных , объемно-планировочных и декоративно-пластических задач. Поэтому любая деталь здесь подчинена целому, гигантское здание не подавляет, ибо во всем соразмерно человеку. Наряду с монументальностью в нем присутствует особая мягкость. Удивительно строг и благороден захаровский ордер, главное средство пластической характеристики здания.

В облике башни видны романтические элементы, встречающиеся и в других работах мастера. Изумительна прорисовка профилей.

Захаров сам определял место скульптуры в организме здания, она представляет здесь не украшение, а часть единого целого. Пожалуй, ни в одном из памятников классического зодчества не было уделено столько внимания синтезу искусств. Скульптура усиливает значение здания как памятника русской морской славы.

Захаров был сыном своего времени, выразившим его с наибольшей силой. В то же время он, подобно Баженову, продолжает ряд великих зодчих, идущий от Древней Руси с ее кремлями и монастырями.

Захаров оказал влияние на творчество А.А.Михайлова, А.И.Мельникова, В.П.Стасова и многих других.

Образ Адмиралтейства вдохновлял Пушкина и Мандельштама, художников и музыкантов.

Соавторами Захарова были лучшие ваятели России Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов, И.И.Теребенев, В.И.Демут-Малиновский, А.А.Анисимов. Созданное ими настолько гармонично сплавлено с архитектурной основой, что кажется возникшим на одном дыхании.

Нимфы, держащие сферу, древнегреческие герои на аттике портала созданы выдающимся скульптором Ф.Ф.Щедриным, основателем целой художественной династии. Ваятель прекрасно понял замысел Захарова. Группы морских нимф по сторонам арки адмиралтейской башни - одна из вершин не только творчества скульптора, но и всей русской скульптуры. Можно бесконечно любоваться тем, как точно найден масштаб фигур, их мощная и уверенная пластика. Они установлены на гранитных пьедесталах. Женский образ, над которым Щедрин работал многие годы ("Венера", "Диана", "Нева"), здесь достигает высокого пафоса, служит идее воспевания русского флота.

Адмиралтейская башня - ориентир в городском пространстве, поэтому так оправдан ее богатый декор. Кроме морских нимф Щедрин создал четыре статуи греческих героев - Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского - на углах аттика башни. Их роль в силуэте очень велика, отсюда и внимание, уделенное скульптором четкости их форм.

Щедрин и его коллеги исполнили 28 скульптур над колоннадой башни - это олицетворение сил природы, связанных с морским делом.

Совершенно изумительны маски морских божеств (наяд и тритонов) на замковых камнях первого этажа. Тонко и любовно проработанные, они показывают, каким многогранным был дар Щедрина.

Щедрин трудился над скульптурным ансамблем Адмиралтейства с 1811 года, он не прервал работу и в год наполеоновского нашествия  и завершил ее осенью. Таким образом, и этот цикл, подобно скульптуре Казанского собора, стал памятником русской воинской славы.

К сожалению, не дошли до наших дней статуи, стоявшие на фронтонах ризалитов, - они были убраны по требованию Синода, а затем и по царскому указу, как языческие.

Для того, чтобы не нарушать работу учреждений, размещавшихся в здании, была определена очередность перестроек отдельных его частей. Работы интенсивно шли в 1806-1811 годах, причем зодчему приходилось решать множество задач, заниматься расчетами. Очевидно, все это, а также чрезмерная загрузка, сыграло печальную роль в судьбе великого архитектора. Он умер в 1811 году в возрасте 50 лет, и его главное детище Адмиралтейство было завершено лишь в 1820-х годах учениками и помощниками.

Еще при Николае I вместо фриза были пробиты окна третьего этажа (впрочем, это было сделано достаточно тактично). В 1860-х годах исчезла часть статуй, в 1870-х были засыпаны каналы, а вскоре выросли большие дома на набережной Невы. Тогда же появился большой Александровский сад.

Адмиралтейство - важное звено Дворцовой площади, своим масштабом и образным строем гармонично связанное со зданиями Главного штаба и Зимнего дворца. После перестройки Захаровым решительно усилилась роль Адмиралтейства в ансамбле Сенатской площади. Стала необходимой полная перестройка зданий Сената и Синода по проекту К.И.Росси.

По-прежнему Адмиралтейство определяет облик Невского проспекта в его начале. Оно входит и в ансамбль Исаакиевской площади и как вертикальная доминанта "звучит" в многоголосом, но стройном хоре зданий, видных с далекого пляжа Петропавловской крепости.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz