ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история 28

 

 

 

 

Отражения

История с эффектом исторической бесконечности

 

 

 

Во Владимирском дворце, больше известном сейчас как Дом ученых, есть удивительная лестничная площадка с подлинными старинными зеркалами, стоящими друг против друга. Они отражают и множат пространство до бесконечности, а свет причудливых бронзовых бра становится в этом зазеркалье ярким закругленным лучом...

 

Где-то там, в туманной глубине бесконечных отражений, прячутся лица, очертания фигур и жесты тех, кто когда-то жил или бывал в этом гостеприимном доме. Эти зеркала помнят хозяина - сына Александра II, брата Александра III и старшего дядю Николая II, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургским военным округом, президента Академии художеств - великого князя Владимира Александровича и его жену - дочь великого герцога Макленбург-Шверинского, принявшую в России имя Мария Павловна. Видели зеркала Сергея Витте и Леона Бакста, состоявших учителями при детях великокняжеской четы, видели известнейших политиков и дипломатов своего времени, а также Илью Репина, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Сергея Дягилева и многих, многих других.

 

Этот дом был всегда открыт для талантливых людей - тут часто проходили приемы, балы, маскарады, музыкальные вечера, детские праздники и знаменитые обряды целования на Пасху. Самых дорогих гостей великий князь провожал именно по этой золотой лестнице с бархатными перилами - мимо зеркальной площадки - в нижний банкетный зал, который шутя называл "бражной" и где любил посидеть в дружной мужской компании.

 

Затея с бесконечными отражениями принадлежит архитектору Максимилиану Месмахеру: он увлекался французской архитектурой, вот и решил сделать лестницу в версальских традициях времен Людовика XIV.

 

А наружный облик Владимирского дворца на набережной Невы больше всего напоминает флорентийские палаццо эпохи Ренессанса. Об этом дворце любят размышлять искусствоведы: где еще можно найти столь изящное смешение стилей, сохранившиеся в первозданном виде интерьеры конца XIX века, роскошный зимний сад с фонтаном, камины, скульптуры, чудесные лестницы...

 

Рядом с потайной лестницей, в маленькой каморке, заваленной разным хламом - коробками, мусором, старыми рамами был найден прекрасно исполненный темперой портрет... Сталина.

 

Его автор - художник Владислав Измайлович - был последним придворным живописцем великого князя. Он расписывал стены этого дворца, а в Мавританском будуаре до сих пор висит его прелестная работа "Девушка с обезьянкой". Как рассказывал в свое время директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский, который долгие годы был председателем совета Дома ученых и дружил с Измайловичем, художник говорил, что изобразил на этой картине дочь  Владимира Александровича - Елену. Исторических подтверждений тому нет, но еще Юсупов писал, что она была столь очаровательна, что князья дрались на дуэли за право танцевать с ней вальс. Когда внук Елены Владимировны принц Майкл Кентский подарил Дому ученых ее фотографии, все отметили: действительно очень похожа на "Девушку  обезьянкой".

 

Владислава Измайловича ценили при дворе как великолепного декоратора: он расписывал павильон Императорской фермы в Царском селе, Китайский дворец в Ораниенбауме, большой плафон в кабинете Павла I в Михайловском замке, стены Екатерининского дворца, панно в особняке купца Елисеева на Мойке.

 

После революции он остался в Петрограде, стал членом Дома ученых и по-прежнему жил в одном из его служебных корпусов. Как портретисту, окончившему Римскую академию художеств, ему заказывали портреты ученых и даже доверяли работу над образами Ленина, Сталина, Кирова и других советских деятелей. Тогда, видимо, и появился портрет "вождя всех народов", который угодил потом в темную кладовку.

 

В конце жизни придворному художнику пришлось словно заглянуть в кривое зеркало. По иронии судьбы ему поручили расписать плафон в большом зале Клуба работников социалистической промышленности, занявшего купеческий особняк на Мойке. С тех пор, когда он там работал в последний раз по заказу Елисеева, прошло более двадцати лет. Но Измайлович с удивлением обнаружил, что несмотря на запустение и перепланировку, некогда созданные им живописные панно сохранились: роскошные вазы на деревянной лестнице, парящие ангелы с венками и лирами, легкие цветочные гирлянды...

 

Ему велели закрасить один из "устаревших" сюжетов и сделать роспись на тему "Новый социалистический быт". Так появился странный триптих в обрамлении позолоченных барочных "излишеств": крестьянин с плугом как символ старой дореволюционной деревни, крестьянин, пашущий на тракторе, мускулистый рабочий-сталевар и, наконец, апофеоз: Красная площадь с красочной демонстрацией дружной семьи советских народов. Это - одна из последних работ Владислава Измайловича, придворного живописца великого князя.

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz