ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история 24

 

 

 

Петровский яхт-клуб

 

 

 

Петербург - город мостов. Иногда его даже называют музеем мостов. Их здесь чуть меньше, чем в Венеции, но больше, чем в изрезанном каналами Амстердаме, гораздо больше чем в любом другом городе мира.

Мосты формируют художественный облик города, придают ему романтическую красоту. Создатели мостов учитывали разный характер и природные свойства узких рек и могучей Невы, поэтому мосты небольших рек и каналов ажурны, воздушны, а по берегам Невы - массивные гранитные парапеты, лаконичные по своему рисунку арки больших мостов.

 

Создание мостов Петр I не поощрял, сообщение между отдельными частями города, по его замыслу, должно было осуществляться только посредством судов. Специальным его указом было определено, "чтобы каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое бы употреблялось, как на сухом пути кареты и коляски".

 

Создавая сильный Балтийский флот, Петр I заботился о том, чтобы привить своим подданным любовь к морскому делу, к хождению на гребных и парусных судах. Понимая, что одними указами этого не добиться, он принял остроумное решение - не строить через Неву мостов. А так как новая столица - Петербург - вся была изрезана притоками Невы и каналами, то жители ее поневоле вынуждены были приниматься за строительство лодок и и более крупных парусно-гребных судов для перевозки грузов.

 

4 июля 1710 года царь повелел интенданту И.Потемкину смотреть, "чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами". Однако, владельцев гребных и парусно-гребных судов было мало. Поэтому в начале 1718 года на берегу Фонтанки в Санкт-Петербурге, против Летнего сада, была сооружена Партикулярная верфь, состоявшая в ведении  того же Потемкина. Верфь предназначалась для содержания в исправности находящихся в личном пользовании горожан небольших судов, а также для строительства яхт, буеров, вереек и рябитов.

 

Буер представлял собой небольшое одномачтовое судно с косыми парусами; верейка - остроносую двух- или четырехвесельную лодку; рябит - небольшой ялик для разъездов по Неве. Назначая Потемкина хозяином верфи, царь не ошибся в выборе - он оказался деятельным человеком и хорошим организатором. Строительство судов шло споро и качественно.

 

Это позволило Петру I начать массовое приобщение жителей столицы к морскому делу или, как бы сказали сейчас, к водному спорту.

 

Уже во второй половине 1718 года Петром розданы были от казны важнейшим учреждениям, высокопоставленным и, как тогда говорили, "достаточным" жителям Петербурга "безденежно в вечное потомственное владение" более 140 различных мелких парусно-гребных судов со всеми принадлежностями. При этом ставилось одно условие - владельцы сами должны были их чинить и по износу строить новые, еще большие, но уже за свой счет. "И не только он, но и его потомки и наследники его".

 

Суда эти составляли так называемый "Невский или буерный флот", который имел своего командующего, свой флаг и устав. Командующим был назначен тот самый Потемкин, которого Петр в свое время обязал следить, чтобы всех чинов люди во время ветра "ездили Невою-рекою на судах парусами"; остряки из числа владельцев яхт и лодок тотчас нарекли Потемкина званием "Невский адмирал".

 

Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу собирались в установленном месте для тренировки в управлении парусами. В основном учения проводились в дни, когда Неву рябили небольшие волны, чтобы люди привыкали управлять судном в наиболее сложных условиях плавания. Под командой "Невского адмирала" владельцы судов часа два или три занимались экзерцициями, то есть упражнялись в эволюциях. Отсутствовавшие или приславшие за себя своих людей подвергались большому штрафу. Для придания торжественности и праздничности занятиям на воде в шести местах города в такие дни поднимали флаги расцвечивания, хорошо видные отовсюду.

 

 

Vadim M.Kavko - Реализация Ваших фантазий

 

 

Ежегодно Петр I устраивал так называемые "морские гуляния", которые проходили очень весело. В дни этих праздников Петр предпринимал плавания к Шлиссельбургу и Кронштадту.

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

 

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz