ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история 12

 

 

 

 

Дело о каменных болванах

 

 

 

 

Архитектура одного из самых значительных сооружений Растрелли - Зимнего дворца - блестящий пример синтеза искусств. В создании дворца как цельного художественного произведения большое значение имела его декоративная пластика. До нашего времени не дошла важнейшая часть его первоначального декоративного убранства - каменные скульптуры по периметру кровли дворца.

 

- Как-так?, - скажет внимательный прохожий, - Точно помню: сам видел! На открытке.

- Опять дурят граждан! Очередь за билетами на полдня, а там и нету ничего...

 

Нет данных об авторах, мастерах исполнителях и точных датах создания скульптурных композиций, до 1893 года украшавших фасады Зимнего дворца...

 

Гоф-интендантская контора решает начать изготовление скульптур на кровлю Зимнего дворца в ноябре 1755 года. 30 ноября датировано ее предписание "О согласии обер-архитектора де Растреллия, каким Зимнему дому на построенном флигеле резным украшениям быть, чертежей и о присылке их в канцелярию". В этом документе говорится о статуях: "...для прочности из камня вырезанным быть и их ныне наступающей зимою заблаговременно заготовлять должно, а чертежей тем украшениям еще нет. Приказали обер-архитектору де Растрелли, каким тем украшениям быть, сочиня, прислать в канцелярию от строений чертежи в большом виду, в  непродолжительном времени".

 

Во всех документах, так или иначе связанных с "изготовлением" скульптур, упоминается имя Растрелли: мастера допускаются к работе только "по удостоинству графа де Растреллия", "модели из воску" делаются по рисункам Растрелли, готовые модели утверждаются им же, вырубленные из камня фигуры считаются законченными только после "показания графу де Растрелю". В марте 1756 года Гоф-интендантская контора предписывает "каменному мастеру" Дисселю начать "работу по изготовлению делом к Зимнему дому на кровлю из пудожского камня резной работы". Для этой цели контора посылает к Дисселю "резного дела подмастерья Оснера и скульптурного дела подмастерья Василия Чванова". К этому времени уже полностью заготовлен и привезен из Пудости камень и готов инструмент на десять резчиков. Диссель, Оснер и Чванов приступают к обработке камня, причем работа выполняется по моделям статуй, выполненным мастером Дункером: "...и делать ту работу против данной от резного мастера Дункера модели с показанием Растрелли и Дункеру". Имя венского мастера Иоганна Франца Дункера, "заведывавшего резною частью" Зимнего дворца, постоянно, как и имя Растрелли, упоминается в архивных документах, связанных с созданием каменной скульптуры.

 

4 апреля 1756 года Канцелярия от строений "по удостоинству де Растрелли" заключила контракт со скульптурным мастером из Монгейма Йозефом Баумхеном, по которому он, работая "при Зимнем доме", должен был не только резать по дереву, "рубить из камня чистым каменным мастерством, но и в случае надобности, самому делать модели из воску". В течение пяти лет Баумхен является руководителем работ "по исправлению резных штук на кровлю Зимнего дворца вместо прежнего мастера Цвенгофа".

 

В 1757 году Баумхену для обучения "своему художеству" было дано четыре ученика ( продолжали обучение только три - Федор Изохтин, Гаврила  Лабзин и Леонтий Ушаров), которые наряду с другими русскими мастерами работали над созданием балюстрадной скульптуры Зимнего дворца. В 1762 году обучение их было закончено, и "резной мастер Дункер освидетельствовал Изохтина, Лабзина и Ушарова, что они могут любую скульптурную работу исполнять".

 

Каменная балюстрадная скульптура Зимнего дворца - произведение не одного мастера, а целого художественного коллектива, в котором значительную роль играли даровитые русские мастера, имеющие опыт, знания, опирающиеся в своем умении на традиции московской школы деревянной и каменной резьбы. Сохранились документальные свидетельства о подавляющем большинстве русских специалистов, создававших под общим руководством Растрелли "резные украшения на кровлю".

 

В предписании Гоф-интендантской конторы от 31 октября 1756 года говорится:

 

"Ввиду того, что на кровлю Зимнего каменного дому резного каменного украшения имеет быть весьма немалое число, надлежит оное заготовлять заблаговременно, дабы затем в строении того дома остановки быть не могло, а такового каменного дела резчиков в той канцелярии малое число. Приказали для той резной каменной работы отправить в контору строения Зимнего дому скульптурного дела с подмастерьем Максимовым из находящихся  при оной канцелярии выбранных резной командой московских резчиков Ивана Аверьянова, Павла Данилова, Федора Каркелеева, Бориса Афанасьева, Матвея Мичурина, Василия Трофимова, Андрея Васильева, Никифора Андреева, Петра Пахомова, Андреяна Васильева, а той конторе употребить их в дело капителей, вазов и протчего каменного украшения".

 

Именно эти московские резчики и рубили все 176 фигур на кровлю Зимнего дворца. Растрелли лично принимал каждую статую: "Деньги заплатить после показания графу де Растрелли".

 

Во всех архивных документах ни одна статуя не называется каким-либо именем, их считают "резными штуками", "каменными болванами", "каменными украшениями" и просто "стоящими и рассаженными фигурами".

 

Весной 1762 года все фигуры и вазы уже стояли на балюстраде. Работы по созданию каменной скульптуры на кровлю Зимнего дворца продолжались ровно шесть лет.

 

В XVIII веке фигуры на балюстраде белились, и "лес белокаменных статуй" на кровле дворца удивлял современников.

 

Во время пожара Зимнего дворца в 1837 году скульптурные украшения фасада и скульптура, находившаяся на  кровле дворца, сильно пострадали. Ремонт статуй, выполненный сразу после пожара, был весьма неосновательным, и поэтому, в течение двух лет (1842-1844) под руководством профессора Академии художеств Демут-Малиновского 32 мастера произвели капитальный ремонт пострадавшей скульптуры с восстановлением  недостающих частей и тщательным закреплением их. Тем не менее куски расслоившегося камня продолжали падать.

 

В 1890 году встал вопрос о замене старой каменной скульптуры. Архивные материалы позволяют утверждать, что вся каменная скульптура Зимнего дворца, созданная в XVIII веке, до 1893 года оставалась на своем месте. Следовательно, по сохранившимся фотографиям скульптуры, выполненным во второй половине XIX века, можно судить не только о композиции и пластических свойствах каменной скульптуры, но и о прежнем облике Зимнего дворца, в создании которого значительную роль играла его декоративная пластика.

 

Окончательно вопрос о "замене фигур из пудожского камня - штампованными из меди" был решен в июне 1892 года, когда Дворцовое управление заключило договор на изготовление 25 моделей скульптуры для балюстрады Зимнего дворца с профессором Академии художеств М.П.Поповым. Одновременно изготовление статуй по моделям Попова было передано "художественно-бронзо- гальванической фабрике Моран". Фабрика обязалась "изготовить из вальцованной листовой меди и установить на парапет и фронтоны Зимнего дворца" все 176 фигур.

 

В качестве эталонов в работе над моделями Дворцовое управление передало Попову фотографии "со старых статуй и ваз, с обозначенными на них основными размерами". М.П.Попов начал лепить модели летом 1892 года, а закончил последнюю фигуру 26 марта 1894 года, а уже осенью была завершена установка новых статуй. При лепке моделей Попов строго выдержал размеры каменных фигур (3,40 - 3,60 м - отдельно стоящие фигуры, 2,30 - 2,70 м - вазы)... 176  трехметровых изделий, по четыре дня на каждое...

 

При установке новых фигур было употреблено значительное количество разбитого на мелкие куски камня от старых статуй (для устойчивости каждая фигура внутри засыпана по грудь этим камнем).

 

В "Деле о замене фигур на парапете и фронтонах Зимнего дворца" имеются любопытные счета лодочников на вывозку "мусора и камней" из дворца летом и осенью 1893 года.

 

За тот период, когда с крыши были сняты все каменные фигуры, из дворца было вывезено на Петровский и Елагин острова 77 кубических саженей "мусору и камней"...

 

Медная скульптура Зимнего дворца несколько изменила его облик. Новые статуи не смогли сыграть ту роль координирующего начала, которую отводил скульптуре Растрелли. Замена одних фигур другими нарушила тонкость и органичность синтеза архитектуры и пластики...

 

Но, все равно, очень красиво...

 

 

 

 

P.S. Из случайно услышанного разговора двух туристок, оживленно беседовавших на набережной напротив Зимнего дворца:

- ...И нашли у ней - глисты!

 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

 

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz