ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ

история 11

 

 

Лунная суббота

 

 

Луна исполнена неизъяснимого очарования. Легко представить себе, как обожали ее в те далекие времена, когда серебристый диск был живым существом, да к тому же наделенным магическими способностями. Сколько поэтических легенд было ему посвящено...

У славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам... Странно похожая легенда на противоположном конце планеты, у австралийских аборигенов: юноша-Месяц, влюбившийся в чужую жену, изгнан из своего племени и вечно блуждает по небу в поисках пристанища.

А вот у африканцев из племени намака добрый бог-Месяц хотел сделать людей такими же бессмертными, как и он, сделать так, чтобы они, умирая, воскресали снова. Но Заяц решил напакостить людям и сказал, что они будут похожи на него, Зайца: уж если умрут, то никогда не воскреснут. И сбылось так, как напророчил этот поганец. За это Месяц бросил в Зайца боевым топором и рассек ему губу, которая с тех пор у всех зайцев и осталась раздвоенной. Вот такая вот африканская "Ну, погоди"...

И снова - ("Удивительно, Марья Дмитриевна: чай пила, а ж... холодная" - из Питерского городского фольклора шестидесятых годов) - поразительное сходство! - похожая история у племени, живущего на расстоянии в несколько десятков тысяч километров от Африки, алеутов, обитателей Командорских и Алеутских островов: Месяц у них бросает камни. Прицельно и больно. Вообще-то, насмерть.

Почти тот же сюжет  - в сказке южноамериканских ботокудов: луна у них умеет вызывать гром, молнию, карать неурожаем, а порой она падает на землю, и тогда люди во множестве умирают...

Песни и пляски сопровождали и новолуние, и полнолуние...

Вы чувствуете, какие выстраиваются интересные цепочки? По слухам, та самая Марья Дмитриевна проживала на Загородном проспекте у Пяти углов, и частенько прогуливалась поблизости от казарм, где до сих пор репетирует Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа...

Так вот, песнями и плясками одни племена хотели умиловистить грозное светило, другие - наоборот, попросить у доброго небожителя удачи и всяческих благ. Готтентоты, например, плясали ночь напролет и требовали у светила дать побольше меда и молока. У вьетнамцев сохранился до сих пор красивый обычай созерцать луну в шестнадцатый день восьмого месяца их лунного календаря: светлый лик, не закрытый тучами, обещает хороший урожай в этом году, полузадернутый туманной пеленой - полные закрома после второго сбора зерна, а если небо сплошь закрыто тучами, придется ждать неурожайного года...

Даже не верящий ни в бога, ни в черта европеец нет-нет да и покажет молодому месяцу завалявшуюся в кармане блестящую монетку: пришли, мол, денег. В старое время крестьянин серьезно огорчался, если в столь ответственный момент у него в кармане не оказывалось серебряной денежки.

Празднества в честь луны волей-неволей были регулярны, как смена лунных фаз. И человек соизмерял свою жизнь с этими циклами. Североамериканские индейцы так и назначали свои встречи: через столько-то лун. Промежуток от новолуния до новолуния (или от полнолуния до полнолуния - разные племена считали по-разному) - оказался прочно связанным с серебристым небесным телом. Недаром же у множества народов "месяц-светило" и "месяц-промежуток времени" - одно и то же слово.

Разнообразие ликов луны разбило лунный месяц на части помельче. У одних народов, скажем, у грузинских племен начала III тысячелетия до н.э., они оказались полумесячными, у других - древних евреев, арабов, китайцев - пошли в ход недели, четвертушки месяца. Но никаких закономерностей тут не обнаружишь. Взять греков и римлян: уж на что почитали и те и другие луну, а недель у них, живших по лунному календарю, не было.

С другой стороны, семидневная неделя - у вавилонян: неделя, связанная не с фазами луны, а с астрологическими правилами. Вавилонские жрецы знали семь небесных тел, семь небожителей: Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн. Каждому был посвящен особый день, и семидневка эта оказывала на жизнь вавилонян чрезвычайно большое влияние, тем более, что не только дни, но и каждый час дня находился под контролем одного из божественных светил. Существовали очень сложные таблицы, по которым рассчитывали благоприятный момент для начала торгового предприятия или свадьбы. Разобраться в них было под силу только посвященным - жрецам. Зато простой народ твердо знал одно: последний день недели, которым управляет Сатурн, - самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово "шаббат" ("покой" по-вавилонски), стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.

От вавилонян слово "шаббат" перекочевало к древним евреям и, слегка изменившись в "шоббот", принесло с собой то же предписание покоя, освященное уже не астрологическими, а религиозными, очень суровыми соображениями: иудейский бог Яхве был бог грозный и скорый на расправу. Правоверные евреи нанимали на субботу особую прислугу, которая и должна была выполнять в этот день все домашние дела. "Шаббат" и "Шоббот" слышатся в нашей "субботе", но свободный от трудов день по христианской религии не суббота, а воскресенье. Почему? Эта разница - память о религиозных распрях одинаково чтящих Ветхий завет христиан и иудеев. Вопрос, конечно , интересный, но, увы, про другое.

Что же касается вавилонского олицетворения дней недели, оно отчетливо слышится в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

"Сатурнов день", суббота (english) -  "saturday".

"Солнечный день", воскресенье (english) - "sunday".

 

 

Четыре с лишним тысячи лет этим именам...

 

 

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz