ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 50(102)

 

 

 

 

А.К.Саврасов

(1830—1897)

 

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков

 

К концу лета на Волге.

1873
Холст, масло. 55 Х 44
Государственная Третьяковская галерея. Москва
 

 

 

В ряду наиболее значительных художников, воплощавших в своем творчестве образ природы средней полосы России, стоит Алексей Кондратьевич Саврасов. В неприметной повседневности национального пейзажа он отыскивал самое драгоценное и внутреннее, наиболее свойственное ей, ту одухотворенную основу, на которой держится "созвучье полное в природе".

 

Одна из интереснейших работ Саврасова - "К концу лета на Волге". Вертикальный формат произведения позволяет большую часть полотна отдать изображению затянутого облаками, белесого августовского неба. Это уже композиционно определяет монументальность образа. Протяженность пространства подчеркивается резким сокращением изображенных на первой и втором планах снопов ржи, а также уходящей к горизонту, подернутой голубоватой дымкой далью. Тонкий знаток и любитель музыки, Саврасов и живопись облекает в музыкальные формы. Картина, почти монохромная по цветовому составу, звучит как музыкальное произведение, так точна тональная разработка янтарно-желтых красок паля с пробегающими по нему легкими рядами голубоватых и зеленых красок стерни, строг ритм расставленных стогов, которым отвечают силуэты мельниц на горизонте.

 

Произведение, созданное Саврасовым, многопланово по своему содержанию. В его торжественную мелодию вкрадываются беспокойные голоса птиц, кружащих над сжатым полем, тревожна и тяжелая тень от тучи, ложащаяся на землю. Эти детали вносят в образ русского поля ноты печали и тревоги - те интонации, которые были свойственны большинству полотен Саврасова, связанных с темой Волги.

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков
 

Вид на Кремль в ненастную погоду.

1851
Холст, масло. 67 Х 90,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 

 

В ранних работах Алексея Кондратьевича Саврасова, ученика К.И.Рабуса и младшего современника М.Н.Воробьева, сказалось влияние стилистики и образности романтической живописи. В "Виде на Кремль в ненастную погоду" - картине, которая принесла Саврасову известность, - художник использует многие романтические приемы: эффектные контрасты темных и освещенных частей изображенного, активные цветовые сопоставления, мотивы бурного предгрозового неба, одинокой женской фигурки в развевающейся на ветру одежде. Однако эти черты нейтрализуются непосредственностью выражения конкретных свойств натуры. Здесь есть уже те качества, которые будут характеризовать классические произведения Саврасова и отличать его творческий метод: объективность художественного восприятия, умная, сопереживающая наблюдательность. При всей романтичности "Вида на Кремль в ненастную погоду" - а это именно "вид", взятый с искусно выбранной точки зрения, с красиво и драматически-эффектно размещенными световыми вспышками на заднем (Кремль), среднем (река) и переднем (дорога) планах - он строится на основе реального чувства художника. Автор не навязывает изображенному им пейзажу свое настроение, а видит, пусть немного картинно, естественную природу в ее определенный час. Передан момент, когда поднялся бурный ветер и небо наполнилось холодными тучами, скрывающими солнце. В романтизме раннего Саврасова есть правда, предвещающая в нем серьезного мастера, создателя глубоко содержательных картин русской природы.


 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz