ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 49(101)

 

 

 

 

И.И.Левитан

(1860—1900)

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков
 

Дуб.
Холст, масло. 57,5 Х 57,6

1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва


 

 

Никто из русских живописцев не выражал так глубоко и так личностно связь души человека с жизнью природы, как Исаак Ильич Левитан. Это ощущение эмоциональной общности мира человека и мира природы проявляется во всех произведениях художника.
 

Картина "Дуб" рождает в зрителе настроение радости от встречи с хорошо знакомым мотивом и столь же знакомым душевным состоянием. Изображена уютная лесная поляна. Дуб - старый, с уже облезающей корой, высыхающими ветвями, но еще крепкий и сильный - воспринимается хозяином и героем этого камерного сюжета. Композиция картины четко и строго построена. Горизонталь почвы, подчеркнутая светлым солнечным пятном, устойчива, упруга вертикаль ствола, раскидистые ветви уверенно отделяются от могучего дерева. Различные оттенки зелени - от холодной, синеватой в тени до почти желтой, - пламенеющие рыжие стволы сосен, голубеющие просветы неба объединены золотистым солнечным светом. Атмосфера летнего дня передана так точно, что зритель почти слышит затаившуюся, звенящую тишину, которая бывает только в жаркий летний день.
 

Человека здесь нет, но пейзаж как бы наполнен его теплой душевностью. Непосредственное ощущение родства человека с природой, их взаимная соотносимость согревают и питают все творчество Левитана, мастера, улавливавшего тончайшие движения "природной души".

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков

 

Вечерний звон.
Холст, масло. 87 X 107,6

1892
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Мастер пейзажа камерного, пейзажа-настроения, Исаак Ильич Левитан создавал и философские, обобщенные образы, заключающие в себе итоги размышлений художника о смысле жизни. Один из таких живописных итогов — "Вечерний звон", где картина природы воплощает состояние нравственной чистоты, которое только и может дать человеку полноту внутреннего покоя.
 

Открытая лиричность пейзажа, заражающего зрителя светлой грустью тихого осеннего вечера, не противоречит глубине его философского содержания и продуманности формального строя. Композицию картины художник нашел не сразу. По сравнению с первоначальным вариантом - "Тихой обителью" (1890) - в "Вечернем звоне" значительное место отведено небу и воде, более раскрыт вид на монастырь, убран мостик через реку, внесен и ряд других изменений, помогающих создать впечатление большего простора и широты. Довольно высокая точка зрения позволяет сразу, во всей цельности, увидеть сложное картинное пространство. Спокойное зеркало воды с отраженными в нем берегами, постройками монастыря и небом огибает небольшую рощу, окружающую белокаменные стены. Золотой вечерний свет сообщает мягкое сияние по-осеннему ясному, невесомому воздуху.
 

Левитановский пейзаж одушевлен. Это благая, добрая природа, приносящая покой и мир. И - кажется - как символ этого покоя, как ассоциация, рождаемая изображением тихой обители и всем музыкальным строем полотна, - возникает и плывет над притихшей грустной землей, в светлой тишине пространства звук благовеста, вечернего звона...
 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz