ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 48(100)

 

 

 

 

Ф.А.Васильев

(1850-1873)

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков
 

Перед дождем
Холст, масло. 59,7 X 57,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

"Васильев любил природу и понимал ее - ведь это так редко дается человеку", - говорил о Федоре Александровиче Васильеве его старший друг И.Н.Крамской.

 

Талант художника был особенным. Отталкиваясь от романтической традиции Сильв.Ф.Щедрина и М.И.Лебедева, он заговорил о природе на новом художественном языке. Васильев стремился передать не только и не столько конкретный натурный мотив или вид, сколько выразить жизнь природы в определенный временной момент. Художник остро воспринимал движение времени, в которое вовлечена природа, - постоянная арена драмы жизни. Драматические процессы, происходящие в пейзажах Васильева, носят всеобщий характер, они неизбежны и неотвратимы.
 

Мотив предгрозового состояния земли часто повторялся художником. Вероятно, его привлекало напряжение природных сил перед грозой, постепенное вызревание в ней борьбы и полноты действия. В картине "Перед дождем" нагнетенная атмосфера ожидания и начала драмы является главным содержательным моментом. Внезапно потемневшее небо давит своей свинцовой тяжестью. На его фоне золотисто-рыжий цвет сминаемых жесткими порывами ветра деревьев, беспокойный ритм их блестяще-светлых склоняемых стволов звучит особенно тревожно. Яркие цветовые пятна - пронзительная белизна оперения гусей и кофточки женщины, загоревшиеся под пробившимися сквозь тучи лучами солнца краски одежд - еще более обостряют чувство предгрозового томления и тревоги.

 

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков

 

Мокрый луг. 1872
Холст, масло. 70 Х 44
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

В июле 1871 года Федор Александрович Васильев, больной чахоткой, уезжает в Ялту. Первая картина, созданная им здесь, - "Мокрый луг" - написана не с натуры, а по воспоминаниям и по старым этюдам и является итогом всех доялтинских впечатлений художника.
 

Картина проста как по выбранному мотиву, так и по своему построению. Горизонтальный формат полотна, стелющееся по лугу озерцо с плоскими берегами, плавные очертания пологого холма создают чувство певучей протяженности пространства, собирающим композиционным узлом которого является группа отяжелевших после дождя деревьев справа. Пропитанный влагой воздух, низкое небо, еще не освободившееся от туч, их широкая тень на земле подчеркивают весомости и несколько давящую насыщенность атмосферы. Торжественно сменяют друг друга пространственные планы. Нюансировка цветовых пятен также нетороплива - красочная гамма строится в границах зеленого, коричневого, синего и фиолетового. При цельности и монументальной обобщенности образа, крепкой спаянности всех компонентов пространственно-цветовой композиции отдельные детали пейзажа любовно, кропотливо выписаны -вплоть до каждой травинки и листочка на переднем плане.

 

Эпическая сила и глубина содержания картины Васильева, лаконизм и простота формально-образного строя роднят это полотно с народным музыкальным творчеством, со строгой лирикой русской народной песни.

 

Васильев пишет это произведение в память о столь любимой им среднерусской природе, которую он уже никогда более не увидел. В 1873 году в Ялте Васильев скончался.
 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz