ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 2

история 45(97)

 

 

 

 

Ф.Я.Алексеев

(1753-1824)

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков
 

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Холст, масло. 70 Х 108
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Федор Яковлевич Алексеев по-своему продолжал традиции русских граверов А.Ф.Зубова и М.И.Махаева. Как и эти художники, Алексеев создавал торжественный живописный гимн славной северной столице. Однако ритмы и содержание этого гимна изменились: они стали обретать мягкие, лирические черты.
 

Алексееву удалось уловить основной "тон" парадной части Петербурга - ее удивительную просторность, свободную ширь водных и воздушных пространств, окаймленных совершенными формами классической архитектуры. Это и стало содержанием полотна "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости". Удачно взятая им точка зрения позволяет увидеть торжественный лик города: от ближнего плана с Екатерининским бастионом взгляд спокойно переходит через широкую гладь воды к созерцанию стройной Дворцовой набережной. Серебристый рассеянный свет ровно и спокойно заливает пространство. Насыщенная, но мягкая синева неба находит более материальный отклик в покрытой легкой рябью невской воде, чеканно определенные объемы зданий в зеркале реки отражаются почти бесплотным повторением своих основных очертаний. Большие голубые и зеленоватые плоскости неба и воды служат активным фоном для дробного, но музыкально отточенного ритма светлых колонн, темных оконных проемов зданий на берегу, движения весел на разукрашенных лодках. Все это рождает почти реально слышимые музыкальные ассоциации. Образ Петербурга в работах Алексеева сдержанно-благороден, исполнен достоинства. Тонкий лиризм, которым проникнут эмоциональный строй картины, шире, чем личное восхищение художника: самые поэтичные творения живописца рождаются как отклик на его общественные, патриотические чувства гражданина.
 

В 1810-1811 годах Федор Яковлевич Алексеев, уже признанный тогда мастер, совершил путешествие в Москву с целью "запечатления" ее видов. Это был второй этап работы художника над изображением древней российской столицы: начальные опыты были сделаны в первых годах XIX века. Облик Москвы в работах Алексеева предстает в ином ключе, чем образ Петербурга, "героем" городского пейзажа теперь становится не пространство, а старая московская архитектура в живом единстве ее разностильных зданий, которое складывалось веками. Эту историчность облика Москвы, это чувство старины удалось выразить Алексееву в серии пейзажей.
 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков

 

Вид на Воскресенские и Никольские ворота
и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве.

1811
Холст, масло. 78 Х 110,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Один из лучших среди них - "Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве", выполненный почти в самый канун пожара 1812 года. Ансамбль построек XVI-XVIII веков - часть Кремлевской стены с Никольскими воротами, Воскресенские ворота с руинами Китайгородской стены, крошечная Иверская часовня, Главная аптека и другие - увидены строгим глазом художника-классициста.

 

Подвижное беспорядочное нагромождение стен, зданий, как бы вырастающих одно из-за другого, дробящиеся пространственные ячейки улиц, множество башен и башенок, гнездящихся одна подле другой, даны в ясно обозримом картинном единстве. Четко выстроена уходящая вглубь перспектива улицы, горизонтали стен уравновешиваются вертикалями башенок, теплому тону мостовой отвечает холодная голубизна неба, радостный солнечный свет летнего утра выявляет пластику объемов зданий, зажигает ярким цветом одежды горожан и сообщает торжественность и праздничность виду древнего города.
 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - БОНУС - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz