ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 3

история 32(136)

 

 

 

 

 

Буддийский храм
 

 

Многие петербуржцы знают это величественное горделивое здание на Приморском проспекте - Буддийский храм...

 

 

 

Полускрытый кронами разросшихся деревьев, он поражает своей монументальностью, загадочностью форм, непривычной для европейцев символикой. Южный фасад здания с мощными, слегка наклоненными внутрь стенами украшает великолепный портик с четырьмя колоннами. Гранит облицовки, глазурованный кирпич и золоченые детали декора придают зданию своеобразие. Суровая красота тибетской архитектуры соединяется в нем с элегантностью стиля модерн начала века...
 

Строительство храма Будды в Петербурге было предпринято по инициативе Далай-ламы XIII Тибета и российского подданного, бурятского ламы Агвана Лобсан Доржиева, получившего блестящее богословское образование в Тибете.

 

Доржиев был одним из наставников Далай-ламы XIII и его доверенным лицом. В апреле 1909 года в Строительный комитет Санкт-Петербурга поступило прошение о разрешении построить на окраине столицы, в Старой Деревне, "жилой дом с буддийской молельней при нем". В доме предполагалось устроить вероисповедную школу для студентов различных учебных заведений города с преподаванием на бурят-монгольском языке. Верхний этаж молельни отводился под жилье для лам-монахов. Фактически это был маленький монастырь. Прежде чем подать прошение, Доржиев встречался с Николаем II и получил его принципиальное согласие на создание храма, который должен был стать религиозным и культурным центром буддизма в России.
 

В том же 1909 году А.Доржиев приобрел в Старой Деревне, на углу Благовещенской улицы (ныне Приморский пр.) и Липовой аллеи, участок земли, выходивший к Большой Невке.

 

Тихое, уединенное место на окраине города как нельзя лучше отвечало требованиям буддизма. На этом участке площадью более шестисот квадратных саженей в 1909 году было заложено храмовое здание с домом при нем. На строительство храма внес немалый денежный вклад Далай-лама XIII.
 

Проект храма создал архитектор Г.В.Барановский, но, видимо, в работе над ним принимал участие и Агван Доржиев, прекрасный знаток тибетской архитектуры. Консультировали зодчего и ученые-востоковеды и художники: В. В. Радлов, С.Ф.Ольденбург, а также Н.К.Рерих, В.П.Шнейдер и другие. Всего в строительный комитет, руководивший работами, входило восемь человек.
 

Строительство храма завершилось в 1913 году. В этом же году состоялась и первая служба, посвященная 300-летию Дома Романовых. Через два года храм освятили в честь божества Калачакры. Церемонию освящения вел настоятель А.Доржиев и высокочтимые ламы.
 

Богослужения в новом храме продолжались недолго. В 1917 году ламы покинули Петроград, и осиротевший храм подвергся разграблению. Затем спустя два года храм был ограблен еще раз. Богослужения в нем возобновились только летом 1926 года, когда по заключенному договору храм был передан Монголии.
 

В 1933 году регулярные богослужения здесь опять прекратились, а лам стали арестовывать одного за другим. Через пять лет Буддийский храм окончательно закрыли, а его здание, утратившее свое первоначальное назначение, вплоть до 1990 года занимали различные государственные учреждения.
 

Храм Будды - не только общебуддийская святыня, но и своеобразный художественный и исторический памятник. Он построен в строгом соответствии с тибетским каноном и является единственным в России.
 

Главный (южный) фасад украшает портик из четырех столбов, имеющих квадратное сечение. Столбы увенчаны капителями из темной бронзы. К портику ведет широкая гранитная лестница. Здание храма постепенно суживается кверху, такой прием подчеркивает устремленность здания ввысь. Венчает храм антаблемент из красного кирпича. Когда-то во фризе были установлены бронзовые вызолоченные доски.
 

Южный фасад не случайно является главным. Вход в храм традиционно обращен на юг. В этой части здания располагается главный зал. В помещении молельни нет окон, и свет сюда проникает сверху через прямоугольную остекленную часть крыши и потолка.
 

Северная часть храма - гонкан - считается наиболее священной. Здесь, в нише алтаря, находится изваяние Большого Будды. Перед алтарем стоит трон главного ламы. Два ряда колонн разделяют зал на три нефа, между колоннами размещаются сиденья для лам. Над залом, во втором этаже, развешаны бурханы - изображения божеств. Все элементы традиционной буддийской символики, изготовленные в Восточном Тибете, подарены храму в 1915 году.
 

Невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира (что в переводе с санскрита означает "полный сокровищ"),- установленный на кровле гонкана, напоминал по форме вазу с вытянутым горлом. По углам крышу украшали закрытые с обеих сторон цилиндры - фигуры "победоносного знамени". Крыша портика также была украшена золоченым изображением восьмирадиусного Колеса Учения - хурдэ.

 

С двух сторон Колеса возвышались медные позолоченные фигуры ланей - символ первой проповеди Будды. Лани, самец и самка, означают существа обоего пола, которые должны внимать учению с "чистым сердцем кротких ланей".

 

Ганчжир и чжалцаны - цилиндрические надставки на крыше заполнялись печатными молитвами на освящение храма.

 

Только в 1990 году санкт-петербургский Буддийский храм был возвращен общине верующих. Восстановлено и его историческое название - Дацан Гунзэчойнэй, которое в переводе с тибетского означает "Источник распространения святого учения Будды, сострадающего ко всем".
 
 

Буддийский храм

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГАРАНТИИ - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz