ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 3

история 29(133)

 

 

 

 

 

Именины
 

 

Птичка какает на ветке,

А коровушка - в овин.

Поздравляем крепко-крепко

С днем рожденья именин...

 

Девочку назвали Гориславой. Соседи, удивляясь необычному имени говорят: "Не могли назвать как-нибудь по-русски: Ирой или Катей"...

 

 

По сложившейся на Руси традиции каждому человеку при крещении присваивается имя святого (или святой), в день памяти которого он родился. День памяти этого святого празднуется в русской православной традиции как "именины" (те самые, на которые некогда пекли каравай), или "день ангела". К ангельским чинам этот день не имеет никакого отношения, он связан только с почитанием дня святого, ставшего покровителем крещеного христианина. В других православных традициях (сербской, например) чествуется покровитель всего рода - т.н. «слава». На Руси именины праздновались так же, как сейчас день рождения, ибо эти дни, как правило, совпадали. В XVIII столетии эта традиция поколебалась: люди, особенно из образованных слоев, часто стали выбирать имена на свой вкус или сообразуясь с семейными традициями, так что постепенно дни рождения обособлялись от именин. По мере расцерковления общества и потери им христианских ценностей на протяжении последних 300 лет дни рождения постепенно вытесняли именины, так что в советской практике даже стали вопреки логике называть день рождения именинами. Так же торжественно, как именины, празднуются дни памяти святых в храмах, освещенных в их честь. Этот праздник именуется в народе "малой Пасхой".

 

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
 

1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
 

2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
 

3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
 

4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
 

5) И основная группа имен - двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
 

Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав : Свято+ша=Святоша.
 

Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие.

 

Существовали списки славянских имен запрещенных церковью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христианизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри).

 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ДОСТАВКА - ГАРАНТИИ - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz