ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 3

история 18(122)

 

 

 

 

 

Летний сад

 

 

 

 

На берегу Невы за величественной решеткой с гранитными колоннами высятся столетние черные липы. Мраморные статуи белеют в прямых тенистых аллеях. Это Летний сад — самый старинный в Санкт-Петербурге - ровесник города.
 

Во время своего путешествия в Париж Петр I видел около Версальского дворца французского короля Людовика XIV прекрасный парк. И вот на низком болотистом берегу Невы русский царь замыслил создать сад "лучше, чем в Версале".
 

Чтобы осушить место для сада, прорыли два канала: Лебяжий и Красный по обеим сторонам теперешнего Марсова поля. И уже в марте 1704 года Петр I писал в Москву: "...всяких цветов из Измайлова не по малу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовники в Питербурх". В селе Измайлове, под Москвой, находился старый царский сад.
 

Для создания Летнего сада Петр I пригласил из Швеции садовода Шредера, из Пруссии - строителя берлинского дворца - Шлютера и от французского короля переманил архитектора Леблона.
 

Петр I выписал ильмы из Москвы, грабы из Киева, липы из Нарвы, кедры из Соликамска. Из Новгородского уезда доставили в Петербург 60 больших лип, одна из которых была 16 метров высотой. Их везли на санях в конце зимы по плохим, только что проложенным дорогам.
 

Петр сам сажал дубы, лиственницы, каштаны. Но деревья, привезенные с юга и особенно из других стран, вымерзали. Вместо заморского тисса, высаживали и подстригали можжевельник, окаймляли газоны брусникой.
 

Русские послы в Риме и Венеции закупали для Летнего сада мраморные скульптуры. К 1728 году в Летнем саду насчитывалось уже 138 скульптур.
 

Интересна история приобретения для Летнего сада статуи Венеры, которая теперь хранится в Эрмитаже под названием Таврической (одно время эта статуя стояла в Таврическом дворце).

 

Статуя Венеры - произведение II века - была куплена в Риме агентом Петра I. Но римский папа запретил вывозить это замечательное произведение древнеримского искусства. Тогда русские послы, чтобы задобрить папу, предложили ему в подарок мощи католической святой Бригитты, находившиеся в Ревеле. Папа не мог не принять такого подарка и дал разрешение отправить статую Венеры в Россию. Чтобы не разбить "госпожу Венус", ее сначала везли на мулах в люльке, а затем в карете на специальном станке на пружинах.
 

Попробуем пройтись по Летнему саду, такому, каким он был в первые годы своего существования. Сад начинался от берега Невы тремя галереями для танцев. Центральную галерею украшала привезенная из Рима статуя Венеры. Этой статуей Петр очень дорожил и даже приказал поставить возле нее часового. От центральной галереи шла главная аллея сада, которая сохранилась и до настоящего времени.

 

Ровными рядами, образуя сплошные зеленые стены, тянулись аккуратно подстриженные деревья и кусты. В нишах на фоне зелени отчетливо выделялись белые и золоченые статуи.
 

Прямые аллеи, пересекаясь, делили сад на несколько квадратных участков - боскетов (от французского слова "боскет" - роща). Каждый боскет окружали стриженые кусты желтой акации и можжевельника. Были в Летнем саду и особые - крытые аллеи. Их основой - каркасом - служили деревянные дуги, к которым наклоняли и привязывали ветви деревьев. В этих аллеях всегда царили полумрак и прохлада.
 

Славился Летний сад своими фонтанами. Вода для них подавалась из реки Лиговки, по специально вырытому Лиговскому каналу, к бассейну, бывшему на Бассейной (теперь улица Некрасова), и из бассейна по свинцовым трубам к башням у Летнего сада. Вода в башнях поднималась наверх колесной машиной.
 

По правую сторону главной аллеи серебрился пруд с небольшим островком и беседкой на нем. На этот островок удалялся Петр I для секретных бесед. По пруду плавал маленький кораблик, на котором катался карлик, шут царя. Опасно было подходить к пруду: шут мог окатить водой пышно разодетого вельможу.
 

По левую сторону аллеи находился птичник в виде индокитайской пагоды. Здесь в клетках содержались редкие птицы: орлы, черные аисты. Тут же в птичнике жили и диковинные звери: "большой еж" (дикообраз), синяя лисица, соболи. В водоеме лениво плескался тюлень. Дальше виднелся водопад - мраморный фонтан, украшенный позолоченными вазами.
 

Еще дальше, на берегу Фонтанки, располагался грот - большой павильон с высоким куполом. Он должен был напоминать естественную пещеру, поэтому стены и колонны внутри грота выкладывались раковинами и пестрыми камешками. В 1716 году Петр I даже издал указ всем губернаторам: "...раковин и камешков разноцветных всех рек, какие в каких реках явятся, с каждой губернии по пуду, привязав к ним ерлыки со описанием, в Санкт-Петербург... прислать немедленно".
 

Выписывались раковины и из Голландии и Италии. У входа в грот стояли золоченые статуи, а внутри павильона на большой раковине, поддерживаемой тритонами, возвышалась фигура древнеримского бога моря Нептуна. Как только пускали воду, в залах грота начинали бить фонтаны и раздавалась мелодичная музыка. Это играл скрытый водяной орган.
 

За гротом начиналось "нравоучительное украшение" сада: 31 фонтан на темы басен древнегреческого баснописца Эзопа. Среди лабиринта дорожек на каждом повороте в небольших бассейнах, выложенных раковинами, привезенными с Ильмень-озера, стояли скульптурные группы: Волк и Журавль, Лев с Лисою, Лисица с Петухом, Орел, Лягушка и Мышь...
 

Дальше путь пересекался каналом, соединяющим Фонтанку с Лебяжьей канавкой. На берегу канала в каменной оранжерее выращивали всякие "заморские" растения. От канала до самой Мойки располагался второй Летний сад. Здесь в сохранившемся до наших дней фигурном пруду разводили карпов, отчего он назывался Карпиев. В затейливых цветниках "кружевные узоры" среди зеленых газонов создавались не только из цветов, но из песка, битого кирпича и стекла. Стекло придавало клумбам перламутровый блеск.
 

Жестокое наводнение 1777 года разрушило боскеты, беседки и фонтаны, повредило статуи. Грот стал разрушаться, канал засыпали, деревья больше не подстригали. Летний сад был заброшен. Только в 1784 году, когда стали делать гранитную набережную, Летний сад украсился замечательной решеткой, созданной по проекту архитектора Фельтена.
 

Наводнение 1824 года причинило Летнему саду новые разрушения. И хотя сад утерял былую пышность, но все же оставался очень красивым. Здесь любили бывать Пушкин, Жуковский, Крылов, Шевченко.
 

В наши дни Летний сад с его старыми липами, сквозной решеткой, уходящими вдаль прямыми аллеями и прудом - одно из самых поэтичных мест города...
 

 

 

 

Истории, связанные с Летним садом:

Яшка Грот Про дам

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz