ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - 3

история 11(115)

 

 

 

 

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

(1791-1830)

 

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков

 


Вид в Сорренто.
1826 г.
Холст, масло. 63 х 87,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 

 

 

В 1818 году выпускник Петербургской Академии художеств Сильвестр Феодосиевич Щедрин приезжает в Италию. Ее солнечная природа сразу и безоговорочно покорила русского живописца. Тем не менее как художник он не превращается в итальянца. Многие нити связывают Щедрина с Россией, а его искусство позволяет видеть в нем одного из самых ярких и последовательных представителей русской романтической живописи.
 

Щедрин любил писать Неаполь и его окрестности. Горы, вода, небо, местные жители были для него живым воплощением счастливой полноты бытия. Изображая морской залив в "Виде в Сорренто". он следит за объединяющим действием атмосферы, пытается уловить тайну чистого, открытого цвета во всей его предметной достоверности и одновременно зависимости от соседства с близлежащими тонами, от голубизны неба и зеленоватой синевы моря. Во многом мастер проложил пути развития пленэрной живописи.

 

Щедрин почти никогда не изображал открытые водные пространства. Чаще всего на его полотнах представлены уютные бухты, закрытые заливы, на берегах которых располагаются рыбаки. Однако от этого его произведения не приобретают черты бытовизма. Человек для Щедрина - часть природы, его жизнь слита с бытием земли: рыбаки находят себе пристанище на узкой, защищенной от ветра береговой полосе, безбоязненно выходят в море, строят себе жилища почти в толще скал.
 

Щедрая радость жизни, романтическое дружественно-приветливое ее приятие выражено художником открыто, эмоционально, живописно-активно. Но при этом в его картинах всегда есть одухотворяющая строгость, внутреннее единство и цельность.

 

 

"Озеро Альбано в окрестностях Рима" принадлежит к самым проникновенно-радостным произведениям Сильвестра Феодосиевича Щедрина. Совершенство композиции этого пейзажа, мягкая колористическая гамма, декоративная красота рисунка и цветовых акцентов, пронизанный светом воздух создают законченную картину исполненного внутренней гармонии бытия природы.

 

 

 

Пейзаж в русской живописи XVIII-XIX веков


Озеро Альбано в окрестностях Рима.

Не позднее 1825 г.
Холст, масло. 45 х 61
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

В основе композиции полотна лежат классицистические каноны. Художник совмещает два мотива: дорогу с идущими путниками и открывающееся в просвете между крепкими высокими деревьями голубое озеро, замыкающееся на горизонт высокой грядой гор. Тончайше выписанная листва деревьев с переплетающимися ветвями создает подобие ажурных кружев, осеняющих вид на водоем. Солнечный свет, пробивающийся сквозь листву, ложится яркими бликами на дороге, серебрит холодную поверхность воды. Однако живительное солнечное тепло не опаляет землю - тень от мощных деревьев дает прохладу, отдых, словно успокаивая страстную жизненную энергию щедрой и богатой итальянской природы. Мирно бредущие по дороге путники, итальянки, отдыхающие на берегу, дополняют созданный художником образ умиротворенной, естественно устроенной и разумной жизни. Передача изысканной красоты пейзажа соединена здесь с выражением внутреннего покоя, который обретает человек на лоне прекрасной природы.

 

Щедрину удалось запечатлеть в этом произведении именно те "земли полуденной волшебные края", о которых писал А.С.Пушкин.
 

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГАРАНТИИ - ГАЛЕРЕЯ ССЫЛОК - ГОРОСКОП - РАКУРС -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz