ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - Ах...

история 4(160)

 

 

 

 

 

Ах, не только о птичках...

 

 

Одюбон Джон Джеймс. Розовый колпик


 

Птица изображена с большой тщательностью - от странного
ложкообразного клюва до фантастического розового оперения. Одюбон стремился классифицировать птиц Северной Америки, и его научные исследования послужили основой для богато иллюстрированной книги Птицы Америки, включавшей в себя 455 таблиц. Одюбон учился живописи у знаменитого французского неоклассициста Жака Луи Давида.

 

Соединив мастерство художника со страстью к орнитологии, он нашел практическое применение своему дарованию.

 

Хотя его книга о птицах посвящена Северной Америке, средства на ее издание Одюбон нашел в Англии. Опубликованная в конце концов в Америке и Британии, книга и по сей день остается одновременно прекрасным произведением искусства и важным научным документом.

 

Последние семь лет своей жизни Одюбон посвятил составлению аналогичного тома Четвероногие Америки, где так же утонченные навыки иллюстратора сочетаются с познаниями натуралиста.

 

 

Одюбон, Джон Джеймс

(Audubon, John James)

(1785–1851)

 

Родился 26 апреля 1785 в Ле-Ке (Санто-Доминго, ныне Гаити). Примерно в 1794 отец увез мальчика во Францию. В 1803 по настоянию отца Джон отправился в Америку, чтобы стать управляющим его свинцовыми рудниками в юго-западной части Пенсильвании. Занялся кольцеванием птиц, перевязывая цевки молодых чибисов серебряными нитями.

 

Вскоре Одюбоном овладела страсть к рисованию птиц, из-за которой он забросил дела и в конце концов оказался в долговой тюрьме. Выйдя из тюрьмы, Одюбон стал уличным художником.

 

В январе 1821 Одюбон прибыл в Новый Орлеан, где к нему присоединилась семья. Однако вскоре снова оказался в нищете и в 1822 переехал в Натчез, где преподавал французский язык, рисование и танцы, писал портреты, расписывал речные суда и даже рисовал дорожные знаки.
 

Отчаявшись найти американского издателя для своих рисунков, Одюбон последовал совету Шарля Люсьена Бонапарта, племянника Наполеона I и известного натуралиста, найти подписчиков в Европе.

 

В конце концов Одюбону удалось изготовить медные клише, и отпечатать рисунки, которые он затем раскрасил. В поисках издателя и подписчиков Одюбон в 1826 отправился в Ливерпуль, во время путешествия делал зарисовки морских птиц. В 1827 был опубликован первый из четырех томов труда Птицы Америки (Birds of America).

 

Одюбон был избран членом Лондонского королевского общества и Линнеевского общества. Ж.Кювье назвал его рисунки памятником орнитологии.

 

В 1831 вышел в свет первый из пяти томов Орнитологической биографии (Ornithological Biography). В 1838 издание Птиц Америки было завершено, последний том разослан подписчикам. В 1839 в Эдинбурге вышел заключительный том Орнитологической биографии.
 

Следующим проектом Одюбона стало издание тома Живородящие четвероногие Северной Америки (Viviparous Quadrupeds of North America). Для сбора материала ученый отправился в плавание вверх по Миссури, надеясь достичь Тихоокеанского побережья, но сумел добраться лишь до поселений племени мандан в Северной Дакоте.
 

 

 

Джордж Кэтлин. Охота на фламинго

 

 

 

Красно-белые фламинго суетятся у гнезд, пестрея по всей равнине, которая сливается с линией горизонта. Растянувшись в небе длинной петлей, над ними кружит стая птиц.
 

В зарослях кустарников неподалеку от гнезд притаился охотник со своим слугой, выжидая удачный момент для выстрела. Охотник - напоминание о человеческой власти над природой, гармонию которой он с легкостью может нарушить.

 

Юрист по образованию, Кэтлин нашел себя в живописи, Долгое время он жил среди индейцев в Северной и Южной Америке и создал множество портретов аборигенов.

 

Художник был в числе самых первых борцов за сохранение индейских племен, В 1841 году он опубликовал книгу Нравы индейцев Северной Америки, иллюстрировав ее примерно тремя сотнями своих гравюр.

 

Джордж Кэтлин, изучавший и рисовавший американских индейцев, был одним из первых, кто от сожаления перешел к концепции сохранения природы.

 

В 1829 г. он начал серию своих летних походов на Запад, зимами же он заканчивал рисунки и журнал в студии на Востоке. Весной 1832 г. Кэтлин выразил желание еще раз отправиться к границе, где его кисть и перо смогут передать "изящество и красоту природы" еще до того, как прогресс цивилизации сотрет ее.

 

Выплыв из Сэнт Луиса на борту "Йеллоустоуна", в мае Кэтлин прибыл в Форт Пьерре, Южная Дакота. Возле форта проживало немало сиу, убивавшие буффало и меняя их на виски, и Кэтлин уже не сомневался в том, что вымирание индейцев и буффало неизбежно. Опечаленный, он взобрался на утес, развернул перед собой карту США и стал размышлять над последствиями распространения цивилизации.

 

"Многому из простого и дикого в произведениях природы, - размышлял он, - суждено пасть под убийственным топором и губительными руками человека-земледельца".

 

Кэтлин  был уверен в том, что примитивное было "достойно сбережения и защиты". Дело того стоило, так как "чем больше мы оказывались обделенными этой девственной дикостью и красотой, тем больше удовольствия душа просвещенного человека испытывает при возвращении к этим местам".

 

 

Джордж Кэтлин. "Белое Облако", вождь племени. "Полевой Музей" в Чикаго продал на аукционе ряд жанровых зарисовок и портретов американских индейцев XIX века. Они ушли за $15,5 млн. Тридцать одна картина, созданная в 1831 г. художником Джорджем Кэтлином, была продана в декабре 2004 года наряду с тремя другими работами анонимному покупателю на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. В 1893 г. сам музей купил собрание этих работ художника за $1250. В 1830-е гг. Кэтлин путешествовал по Дикому Западу с целью запечатлеть и сохранить культуру коренных американцев прежде, чем она будет изменена или вообще уничтожена. Он написал портреты некоторых самых известных в истории индейцев, включая вождя Черного Ястреба и его помощника Белое Облако...

 

 

 

Этот миф приводится в книге “Письма и записки об обычаях, традициях и обрядах индейцев Северной Америки”, которую написал Джордж Кэтлин, первопроходец, художник и писатель.
 

...До того, как был создан человек, Великий Дух (следы которого до сих пор видны на камнях у Красной Трубки в форме большой птицы) убивал бизонов и поедал их на вершине Красных Скал, и кровь бизонов стекала по скалам, окрашивая их в красный цвет. Однажды, когда большая змея забралась в гнездо птицы, чтобы съесть яйца, одно яйцо раскололось с громовым грохотом, и Великий Дух, набрав пригоршню белой глины, швырнул ею в змею, вылепил ее в человека. Ноги этого человека сразу же приросли к земле, и он простоял так много веков, подобно большому дереву, и стал очень старым; он был старше сотни людей; и, наконец, рядом с ним выросло другое дерево, а большая змея перегрызла их корни, и они ушли вместе скитаться по земле; от них произошли все народы, населяющие землю...
 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz