ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - Ах...

история 30(186)

 

 

 

 

 

Ах, Джон...


 

 

 

Джон Сингер Сарджент. Пол Хелью с женой на этюдах

 

Джон Сингер Сарджент
Пол Хелью с женой на этюдах

 


 

Хотя художник называет имена супружеской пары, изображенной на картине, сама картина напоминает по своей манере скорее импрессионистический набросок, чем заказной портрет...

 

Подобно импрессионистам, работавшим на пленэре, герой картины, сидя на берегу реки, пишет этюд с натуры. Да и сам Сарджент, видимо, сидел напротив создавая портрет друга по непосредственным наблюдениям. Способ наложения краски также близок импрессионистам. Короткими сильными красочными мазками написаны трава и прибрежный тростник, а красная поверхность лодки служит поводом для передачи игры света.

 

Сарджент не принадлежал к группе импрессионистов, но в этой картине он очевидно стремился превзойти их. Он всегда восхищался произведениями старых мастеров, особенно Франса Халса и Диего Веласкеса.

 

Родиной Джона Сарджента, сына американских эмигрантов, стала Флоренция. Он учился живописи в Париже, большую часть жизни провел в Лондоне, а приобрел всеевропейскую славу как самый выдающийся художник-портретист своего времени.
 

Джон Сингер Сарджент родился 12 января 1856 года в семье "странствующих американцев". Родителей Сарджента нельзя было назвать богатыми, однако они могли позволить себе путешествовать с детьми по всей Европе.
 

Зимние месяцы семья Сарджентов проводила на юге, в Италии, а летом переезжала на север, в один из курортных городов Франции, Германии или Швейцарии. Разумеется, при такой жизни образование, которое получил Джон, не могло не быть поверхностным, но зато он с детства прекрасно владел всеми основными европейскими языками и говорил на французском, немецком и итальянском так же свободно, как и на родном английском.
 

Джонни с детства мечтал стать художником. В октябре 1867 года, когда ему исполнилось одиннадцать лет, его мать писала своим родственникам в Америку, что мальчик "стал достаточно большим, чтобы наслаждаться произведениями искусства, которых так много в Старом Свете, и прекрасными пейзажами Европы. Джонни хорошо рисует, и если нам удастся найти подходящего учителя, из него может получиться маленький художник".
 

В 1874 году родители разрешили юному Джону поселиться в Париже, чтобы брать уроки у Шарля Эмиля Дюрана, который писал под псевдонимом Каролюс-Дюран, одного из самых модных портретистов того времени. В мастерской Каролюса-Дюрана 18-летний Сарджент сразу же зарекомендовал себя, как необычайно одаренный ученик.

 

Другой молодой американский художник, Джулиан Олден Вейр, познакомившийся с Сарджентом в 1874 году, писал о нем: "Это самый талантливый парень, которого я когда-нибудь встречал. Его рисунки по колориту и линии не уступают работам старых мастеров".
 

Вейр стал далеко не единственным другом Сарджента, у Джона всегда было много друзей и подруг - этому способствовали его скромность, доброжелательность и отсутствие профессиональной зависти к чьему-либо успеху. Но самым близким другом Джона, существом, которое было ему дороже всех на свете, на всю жизнь осталась его сестра Эмилия.
 

Учеником Каролюса-Дюрана Сарджент оставался до 1878 года. Ближе к концу курса он стал все реже бывать на занятиях мастера, в это время молодой художник начал посещать класс Леона Бонна в Школе изящных искусств.
 

В 1877 году Сарджент впервые увидел свою историческую родину - Соединенные Штаты - и полюбил ее трепетной любовью. Впоследствии он даже отказался от посвящения в английские рыцари, не желая терять звание гражданина Соединенных Штатов.
 

В 1876 году, еще не окончив обучения, Сарджент выставил свою картину в Салоне, крупнейшей художественной выставке, ежегодно проводившейся в Париже. А в 1881 году его полотно даже получило в Салоне медаль. Писал он в это время пейзажи, фигурные композиции, портреты (составившие ему столь громкую славу).

 

Выставки и работа над заказами не мешали Сардженту почти непрерывно путешествовать. Вероятно, "бродячий ген" он унаследовал от своих родителей. В 1879 году художник совершил путешествие по Испании и Северной Африке, а в 1880 году побывал в Нидерландах. Эти поездки позволили ему увидеть вблизи горячо любимых им портретистов XVII века Диего Веласкеса и Франса Хальса.
 

Карьера Сарджента шла в гору вплоть до 1884 года, когда художник неожиданно оказался в самом центре скандала. Причиной его стал выставленный в Салоне портрет Вирджинии Готро, жены влиятельного французского банкира. Сарджент считал этот портрет одной из лучших своих работ, но публика была возмущена - портрет показался ей слишком откровенным. Мать Вирджинии обратилась к Сардженту с требованием немедленно снять картину, но художник отказался сделать это. Хотя портрет был выставлен под названием "Мадам X", узнать изображенную на нем Вирджинию Готро не составляло труда - эту красивую и, не скроем, тщеславную женщину хорошо знал весь Париж.

 

Раздосадованный скандалом, Сарджент уехал в Лондон, где в начале 1886 года и решил поселиться окончательно. Во многом на это решение Сарджента повлиял пример его друга, американского писателя Генри Джеймса, который к тому времени уже несколько лет жил в английской столице.

 

В 1887 году Сарджент арендовал дом на Тайт-стрит в Челси, а в 1900 году присовокупил к своим владениям еще и соседний дом.

 

Многим английским критикам работы Сарджента поначалу казались слишком вызывающими, слишком "французскими" по стилю. Гораздо большим признанием художник пользовался в Соединенных Штатах, которые он посетил в 1887-88 годах, - здесь у него не было отбоя от заказчиков. Во время этого визита, в январе-феврале 1888 года, в Бостоне с огромным успехом прошла первая персональная выставка Сарджента.

 

Что же касается англичан, то их сердца Сардженту удалось завоевать лишь пять лет спустя. В 1893 году "Портрет миссис Хью Хэммерсли", выставленный в Новой галерее, и "Портрет леди Энью", показанный в Королевской Академии, заставили весь Лондон говорить о нем как о великом портретисте.

 

Одна из знакомых Сарджента, Клементина Анструзер-Томпсон, писала своей подруге Виолетте Паже (печатавшейся под псевдонимом Верной Ли): "Лондон лежит теперь у его ног... Джон стал пользоваться здесь невероятным успехом". Триумф Сарджента увенчался его избранием в члены Королевской Академии художеств в 1894 году.

 

Сарджент был принят в высшем обществе, хотя никогда не чувствовал себя своим среди этих людей, - при том, что он был, по словам Генри Джеймса, "аристократом до мозга костей". Светская жизнь утомляла Сарджента, и, даже пользуясь огромным успехом, он оставался настолько застенчивым и скромным человеком, что порой даже стеснялся попросить достойную плату за свою работу.

 

Казалось, слава художника достигла своей высшей точки, но с 1907 года, несмотря на все уговоры, он все реже соглашался принять очередной заказ. В оставшиеся годы художник написал всего около полутора десятков портретов.
 

Последние двадцать лет своей жизни Сарджент напряженно искал себя в жанре пейзажа и фрески. В 1890 году он принял заказ на оформление здания новой Публичной библиотеки в Бостоне. Стены библиотеки Сарджент украсил серией фресок, написанных на исторические и религиозные сюжеты. Фрески были закончены только в 1916 году и оказались столь удачными, что Сарджент тут же получил новый заказ - с 1916 по 1925 год он трудился над фресками в Музее изящных искусств в Бостоне.
 

В 1918 году Сарджент открыл для себя еще один жанр живописи - батальный. Не стоит, наверное, напоминать, что причина такого счастливого для живописи открытия была печальной. Европа полыхала в огне Первой мировой войны. В 1919 году Сарджент закончил картину "Пораженные газами", которая считается одним из лучших произведений в истории всей мировой батальной живописи.
 

Свой шестидесятилетний юбилей Сарджент встретил, окруженный почитателями и увенчанный всеми мыслимыми лавровыми венками. Он был почетным членом сразу трех университетов - Кембриджского, Оксфордского и Йельского.
 

15 апреля 1925 года, за три дня до предполагаемого отплытия в Бостон, Сарджент умер во сне от сердечного приступа в своем лондонском доме. Художнику исполнилось 69 лет. Прах Сарджента был погребен на кладбище Броквуд в Уокинге, графство Суррей, а поминальная месса по нему прошла 24 апреля в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне.

 

 

Джон Сингер Сарджент

 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz