ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - Ах...

история 11(167)

 

 

 

 

 

Ах, Магритт Рене...

 

 

 


Магритт Рене. Вероломство образов.

 

Магритт Рене
Вероломство образов

 

Магритт здесь как бы вступает в спор с реальностью, нелепо называя предмет, не нуждающийся в названии, и одновременно отрицая очевидное. Надпись "Это не трубка" показывает, что образ предмета не следует путать с самим предметом, осязаемым и реальным. Одно из самых знаменитых в творчестве Магритта, это произведение затрагивает вопрос о связи понятия и образа. Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Тем самым картина представляет собой вызов добропорядочному обществу и общепринятому восприятию.

 

Вдохновленная Джорджо Де Кирико, сюрреалистическая живопись Магритта часто использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы; паровоз, выезжающий из очага, или облака, превратившиеся во французские булки.

 

 

В своих картинах он воссоздавал мир фантазии и сновидений. Предметы реального окружающего мира в его картинах воспроизводятся в мельчайших деталях, но в абсурдной обстановке и комбинациях: огромное ярко-зеленое яблоко вырастает из стены комнаты; люди, словно капли дождя, падают на крыши; гигантский тяжелый камень парит в облачном небе. Картины художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека.

 

Секрет произведений Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными "гиперреальными" предметами и их странными сочетаниями и неестественным окружением.

 

МАГРИТТ, РЕНЕ

(Magritte, René)

1898–1967

 

Родился Магритт 21 ноября 1898 в городке Лессин в Бельгии, учился в Академии художеств в Брюсселе. Магритт начал свою деятельность как коммерческий художник, что отразилось на остроте и ясности его образов.

 

Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-1920), затем пуристов и Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале Эзопаж (Пищевод). Знакомство с живописью Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации Магритта. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину Заблудившийся жокей.
 

В 1927-1930 жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась система концептуальной живописи Магритта, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника.

 

Живописная манера, намеренно безличная, сухая, обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой, невозможной реальности. Серия работ, в которых элементарная картинка, имитирующая иллюстрации к азбуке, сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа (Пустая маска, 1926, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия; Предательство образов, 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; Ключ к сновидениям, 1930, Париж, частное собрание).

 

В картинах Магритта объекты, морфологически подобные, но относящиеся к разным классам, обмениваются качествами или сливаются в гибриды (Компаньоны страха, 1942, Брюссель, частное собрание; Объяснение, 1954, частное собрание). Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба (Царство света, 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

 

В правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие твердые тела и пространственные промежутки между ними (Достоверность пробела, 1965, Вашингтон, Нац. галерея искусства).

 

Раскрывая проблематичность зрительного восприятия и иллюзорного изображения, Магритт прибегает к символам зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине (Фальшивое зеркало, 1935, частное собрание; Недопустимое воспроизведение, 1937, Роттердам, Музей Бойманса - ван Бёнингена; Удел человеческий, 1933, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Ключ к полям, 1936, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Прогулка Евклида, 1955, Миннеаполис, Институт искусств; Прекрасный мир, 1962, частное собрание.

 

В возникающей при этом игре отражений, в сопоставлении образов "внешних" и "внутренних", явных и скрытых проявился специальный интерес художника к гносеологическим и психологическим проблемам. Он увлекался современной философией, литературой. Многие его работы насыщены литературными аллюзиями и философичными метафорами (Великанша <по Бодлеру>, 1929-1930, Кёльн, Музей Людвига; Владения Арнхзейма <по Эдгару По>, 1938, частное собрание; Хвала диалектике, 1936, частное собрание; Каникулы Гегеля, 1958, частное собрание).
 

В 1940-х Магритт сделал две попытки изменить свою манеру. Однако т.н. "стиль пленсолей" ("солнечный", или "ренуаровский", 1945-1947) и последовавший за ним "вульгарный стиль" (1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу.
 

Магритт создал два фресковых цикла: Очарованное царство (Казино в Кнокке-ле-Зут - 1953) и Невежественная фея (Дворец искусств в Шарлеруа -1957).

 

В этих монументальных композициях повторяются мотивы его станковых произведений.

 

В скульптуре Магритт дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения ментальной и материальной реальностей (Целитель, 1967, Мона Лиза, 1967, обе - Хьюстон, собрание Менил).

 

 

 

Магритт Рене. Счастливый даритель.
 

Магритт Рене

Счастливый даритель

 

 

 

Магритт Рене. Достоверность пробела.

 

Магритт Рене

Достоверность пробела

 

 

В 1960 Музей современного искусства в Далласе (Техас) организовал первую большую выставку работ художника, а в 1965 Музей современного искусства в Нью-Йорке подготовил ретроспективную экспозицию его произведений.

 

Умер Магритт в Брюсселе 15 августа 1967 года.

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz