ЖИВОПИСНЫЕ ИСТОРИИ - Ах...

история 1(157)

 

 

 

 

 

Ах, этот фетровый костюм...

 

 

Йозеф Бойс: Художник подобен шаману, который извлекает энергию из объектов...


 

Мужской костюм, сшитый из шерстяной ткани, символизирует тепло человеческого существа.

 

Автор подчеркивает жизнезащитную функцию материи, наделяя костюм спасительными свойствами убежища, изолирующего человека от внешнего мира.

 

Немецкий художник, один из лидеров постмодернизма, Йозеф Бойс был связан с объединением "Флокус", творчество которого сопровождалось проведением анархических акций и хэппенингов. Этот костюм является точной копией его собственного, в котором он участвовал в акции против войны во Вьетнаме 1971 года.

 

Бойс рассматривал искусство и как средство социально-политического воздействия, и как духовную сферу, веря в целительную мощь самых обыкновенных материалов.
 

Художник в его представлении подобен шаману, который извлекает энергию из объектов, наделяя их новой силой воздействия и новым смыслом...

 

 

 

БОЙС, ЙОЗЕФ

(Beuys, Joseph)

(1921–1986)


 

Родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его "личной мифологии", где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная "татарская степь", а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Вернувшись в строй, воевал также в Голландии; в 1945 был взят в плен англичанами. В 1947–1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.
 

В его творчестве конца 1940–1950-х годов доминируют "первобытные" по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штайнера. В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников "флюксуса", специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет). Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и меда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал "жировой угол", как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-"шаманском" или даже чисто биологическом, дочеловеческом уровне. Среди известных перформансов Бойса - Как объяснять картины мертвому зайцу (1965; с тушкой зайца, к которому мастер "обращался", покрыв свою голову медом и золотой фольгой), Койот: я люблю Америку и Америка любит меня (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом), Медогонка на рабочем месте (1977; с аппаратом, гнавшим мед по пластмассовым шлангам). Наиболее масштабной была его акция 7000 дубов во время международной арт-выставки "Документа" в Касселе (1982); огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

 

Бойса, как и немецкий "флюксус" в целом, чутко реагировал на текущую политику, превращаясь в органическую часть последней. Стимулом послужил и тот факт, что художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста "оккупировал" ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о "социальной скульптуре" (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип "прямой демократии", призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку "зеленых"), но потерпел поражение.

 

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас...

 
 


 

 

 

Технология 52-го кадра. Живописные истории - каждую субботу - 52 раза в году. Занимательное субботнее чтение для всей семьи с картинками и роялем в кустах.

 

- ГЛАВНАЯ - ЭКСКУРСИЯ - ГОРОСКОП - РАКУРС - НЕ БОЛТАЙТЕ ЧЕПУХОЙ -

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz